«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики» МБОУ СОШ 5 им. О. В. Гудкова г. Георгиевск 2013 г.
Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой, должен обучать решению задач так, чтобы это обучение на одну треть было математикой, а на две трети здравым смыслом. Д. Пойя
В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством.
Актуальность темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности
У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя – сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права каждого ученика быть умным.
Задачи: Помочь ученикам освоить такие приёмы проектной технологии, которые позволят расширять учащимся полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки; Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…
В понимании детей учитель- это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, слепо копируют его решение.
Пример 1 (3 х+ 7)·2- 3 = 17 (3 х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка) (3 х+7) ·2 =14 3 х+7=14:2 3 х= 7-7 х=0 Результат – внимательность и заинтересованность на уроках!
Кроссворд. Кроссворд помогает повторить и закрепить теоретический материал. Использование таких заданий на уроке помогает привить интерес к предмету.
Задачи на готовых чертежах. Задачи на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся.
Заключение Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступить со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями. Необходимость творческого саморазвития личности школьников обусловливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и «инструмент» для достижения этой цели. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.