Сбалансированная система показателей (По методике ГК «Современные технологии управления») Кузнецов Виктор Викторович 2010 год
Термины и определения Видение – это взгляд на желаемое, практически достижимое будущее организации, а также на то, каким путем достичь этого будущего. Временной горизонт определяет тип показателя (отсроченный или опережающий) и показывает, на какой период планируется деятельность. Перспективы (составляющие) – это наиболее значимые сферы, в которых предприятие стремится достигнуть результатов. Обычно выделяют четыре перспективы: финансы, клиенты (маркетинг), внутренние процессы (производство), обучение и развитие (персонал). Причинно-следственные связи. Стратегические цели связаны друг с другом причинно-следственными связями, которые аналогичны отношениям «если – то». Процесс (бизнес-процесс) – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации. От того, как организация развивает и совершенствует свои бизнес-процессы, зависит не только успешная деятельность организации в настоящем, но и выживание в будущем. ССП выделяет те бизнес-процессы, которые являются решающими для успешного выполнения стратегии. BSC – Balanced Scorecard -Сбалансированная система показателей (ССП) – это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и не финансовые. Название системы отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а так же внешними и внутренними факторами деятельности. Стратегическая карта – это диаграмма или рисунок, описывающий стратегию в виде набора стратегических целей и причинно- следственных связей между ними. Стратегическая цель – это главная цель, достижение которой наиболее важно для выживания организации, для ее успеха. Стратегические мероприятия (проекты) обеспечивают выполнение стратегии. Все проекты, выполняемые в организации, должны быть увязаны со стратегией в ССП. Проекты направлены на достижение поставленных целей в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Стратегия – это план или модель долговременного развития организации. Стратегия представляет собой путь, складывающийся из нескольких этапов, который должна пройти организация от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое планируется и предвосхищается. Цель – это измеримый результат, который планируется достичь. Система целей компании показывает, что должна достигнуть компания в целом (стратегические цели) и как стратегия будет реализовываться на операционном уровне (операционные цели или цели деятельности). Система целей в сбалансированной системе показателей визуализируется с помощью стратегической карты и служит для наглядного представления выбранной стратегии и доведения ее до уровня исполнителей.
Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard) – наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).
Роберт Каплан и Дейвид Нортон определили четыре перспективы, являющиеся основными группами стратегических целей, достижение которых оценивается ключевыми показателями: Финансовая: Какую ценность мы представляем для наших акционеров? Клиентская: Какую ценность мы представляем для наших клиентов? Внутренних процессов: Какие процессы мы должны усовершенствовать, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия? Обучения и развития: Имеются ли программы развития, мотивации и роста?
ВИДЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ
Особенности применения ССП Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого, а также: –указывает, откуда берется рост доходов; –указывает, какие клиенты его обеспечивают и почему; –выявляет те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должна сосредоточиться компания, чтобы как можно лучше донести свое уникальное предложение до потребителя; –помогает направить инвестиции и сориентировать в этом направлении работу с персоналом, развитие внутренних систем компании, корпоративной культуры и климата.
Выгоды применения ССП Необходимое условие создания ССП – разработка стратегии компании Контроль реализации стратегии Простота восприятия исполнителями Ускорение внедрения системы менеджмента качества Доведение стратегии компании до конкретных целей для каждого сотрудника Улучшение системы мотивации персонала
Трудности применения ССП Размытость внедрения ССП Отсутствие быстрых результатов Невозможность разработки ССП без инициативы топ-менеджмента Трудность оценки важности ключевых показателей (определение нефинансовых показателей достаточно сложно из-за их неоднозначности, при оценке показателей имеет смысл расположить их по степени значимости в каждой из четырех перспектив и оставить не более пяти ключевых)
Технология разработки и внедрения ССП Основные принципы ССП Этапы разработки и внедрения ССП
Основные принципы ССП Подготовка к разработке ССП Разработка ССП Каскадирование ССП Контроль выполнения стратегии
Подготовка к разработке ССП На этапе подготовки к построению ССП необходимо разработать стратегию, определить перспективы и принять решение, для каких организационных единиц и уровней нужно разработать ССП. ССП – это концепция внедрения существующих стратегий, а не разработки принципиально новых стратегий. Необходимо сначала завершить разработку стратегии, а потом приступать к созданию сбалансированной системы показателей. Исходными предпосылками разработки ССП являются: –перспективы ССП; –информированная и мотивированная команда высшего руководства; –стратегия, являющаяся «зрелой» для разработки ССП.
Разработка ССП На этом этапе разрабатывается ССП для одной организационной единицы. Это может быть компания в целом, подразделение или отдел. При этом разработка ССП осуществляется путем выполнения следующих шагов: –конкретизация стратегических целей; –связывание стратегических целей причинно- следственными цепочками – построение стратегической карты; –выбор показателей и определение их целевых значений; –определение связи показателей с бизнес-процессами; –разработка стратегических мероприятий.
Каскадирование ССП
Контроль выполнения стратегии Для обеспечения долгосрочной реализации стратегии необходимо интегрировать ССП в систему управления. Внедрение методологии реализации стратегии сегодня непрерывно связано с автоматизацией. Внедрение ССП, например, с помощью MS Excel, или вообще без какой-либо информационной поддержки возможно лишь на начальных этапах внедрения ССП либо в небольших организациях. Если компания собирается разрабатывать сбалансированные системы показателей для нескольких структурных подразделений и периодически их уточнять и корректировать, то без использования преимуществ информационных технологий не обойтись. Как правило, основная проблема, с которой сталкиваются предприятия, решившие внедрить у себя данную методологию реализации стратегии, не в том, как автоматизировать создание дерева целей и показателей или построение стратегической карты, а в том, как в автоматическом режиме постоянно обеспечивать ССП свежими данными и поддерживать ее в рабочем состоянии.
Этапы разработки и внедрения ССП Конкретизация стратегических целей Связывание стратегических целей причинно- следственными цепочками Выбор показателей и определение их целевых значений Определение связи показателей с бизнес- процессами Определение стратегических мероприятий Сбор, оценка и анализ информации о выполнении стратегии
Разработка ССП и контроль выполнения стратегии (с применением Business Studio) Структура данных ССП Определение стратегических целей Построение причинно-следственных связей Определение показателей и целевых значений Определение связи с бизнес-процессами Определение стратегических мероприятий Использование «Кокпита» при работе с показателями Сбор, оценка и анализ информации
Структура данных ССП Иерархические справочники ССП Справочник «Перспективы стратегической карты»
Структура данных ССП Справочник «Цели» Справочник «Показатели»
Определение стратегических целей
Построение причинно- следственных связей
Определение показателей и целевых значений
Определение связи с бизнес- процессами
Определение стратегических мероприятий
Модуль «Кокпит» Cockpit – это модуль, предназначенный для ввода, просмотра, контроля и анализа информации в Business Studio.
Использование «Кокпита» при работе с показателями Кокпит интерфейс системы, предназначенный для наглядного отображения значений показателей и их динамики.
Использование «Кокпита» при работе с показателями
Сбор, оценка и анализ информации Распределение прав для показателя Для предотвращения несанкционированного изменения значений показателя и для конфиденциальности просмотра каждому пользователю Business Studio должны назначаться права для редактирования показателей Сбор значений показателя: Business Studio позволяет постоянно обеспечивать сбалансированную систему показателей свежими данными и поддержать ее в рабочем состоянии. Средством сбора значений показателей, не содержащихся в информационной системе, служат файлы MS Excel, автоматически рассылаемые исполнителям и импортируемые затем в систему.
Распределение прав для показателя Взаимосвязь показателей, ответственных и контролирующих Установление связи пользователя и физического лица
Сбор значений показателя Механизм сбора значений показателей при помощи рассылок Справочники, отвечающие за рассылки
Сбор значений показателя Письмо, рассылаемое физическим лицам Файл MS Excel, формируемый по запросу
Система стратегического управления
Модель процессов
Литература Роберт С. КАПЛАН, Дейвид П. НОРТОН. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», – 304 с. Роберт С. КАПЛАН, Дейвид П. НОРТОН. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», – 512 с. Х. Рамперсанд. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 352 с. А. Гершун, М. Горский. Технологии сбалансированного управления. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», – 400 с. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath&Partners;Пер. с нем.– М.: Альпина Бизнес Букс, – 478 с.
В О П Р О С Ы ?