Проект « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стандарты первого и второго поколения Общие учебные умения Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …) Универсальные учебные действия Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Содержание стандарта второго поколения и содержание оценки Предметные результаты (ЗУНы + опыт творческой деятельности) Общепредметные результаты (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях – выход за рамки урока) Личностные результаты (система ценностных ориентаций,интересы,толерантность)
ФУНКЦИИ УУД 1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности 2. Регуляция учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка) 3. Обеспечение успешности обучения на основе формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания, усвоения знаний, умений и навыков
У всех учебников: 1. Общие теоретические позиции 2. Система взаимных ссылок
3. Общие цели каждого года обучения 4. Единая внешняя интрига
5. Единое коммуникативное пространство 6. Общие сквозные герои У всех учебников:
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД 1. Самоопределение 2. Смыслопорождение 3. Нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение задач
условных обозначений учат читать язык условных обозначений; словарях и справочниках искать информацию в словарях и справочниках; несколькими источниками информации работать сразу с несколькими источниками информации; библиотеке ориентироваться в библиотеке; структуру книги понимать структуру книги; интернет-адресами знакомят с интернет-адресами по доступным темам; самостоятельно учат работать самостоятельно Все учебники включают в содержание механизмы формирования общих учебных умений:
страницах «содержание»и «оглавление» ориентироваться на страницах «содержание» и «оглавление»; включают в содержание механизмы Все учебники включают в содержание механизмы формирования общих учебных умений и навыков:
алфавитом учат работать с алфавитом как с поисковой системой;
от 5 до 8 учебных словарей включают в свой состав от 5 до 8 учебных словарей; словари важнейшим инструментом делают словари важнейшим инструментом выполнения заданий; таблицами и правилами учат работать с таблицами и правилами; теоретический инструментарий формируют простейший теоретический инструментарий по каждому базовому предмету (для анализа математических и языковых закономерностей, явлений художественной культуры и окружающего мира); Все учебники максимально инструментальны и практико- ориентированы:
Познавательные УУД диагностика Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) Цель: выявление сформированности общего приема решения задач Оцениваемые УУД: прием решения задач; логические действия Возраст: 6,5 – 10 лет
Познавательные УУД диагностика Задача Сколько яблок было у мальчика, если после того как он отдал 4, у него осталось 8 яблок? А) Выдели каждое из условий задачи и подчеркни их одной чертой. Требования (вопрос) задачи подчеркни двумя чертами. Б) Сколько условий в задаче? В задаче ________условия.
Познавательные УУД диагностика Методика «Нахождение схем к задачам»(по А.Н.Рябинкиной) Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия Возраст: 7 – 9 лет
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
Регулятивные УУД диагностика Диагностика особенностей развития поискового планирования (А.З.Зак) Цель: выявление сформированности действий поискового планирования Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий Возраст: 9 – 11 лет
Регулятивные УУД диагностика Цель: выявление развития регулятивных действий Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять поставленную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Задание: в рамке внизу нарисуй дом, за которым растет дерево.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Диалогическая и монологическая контекстная речь способность строить речевое высказывание с учетом цели коммуникации и особенностей партнера Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникативные УУД «ПНШ» Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству (формулировка содержательной части проекта по изучению родного края, оформление результатов -доклады, выпуск газеты, репортаж, презентация,…) Система формирования умения детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока). Система обучения детей работе с источниками информации ( пиктограммы, оглавление учебника; таблицы, диаграммы, иллюстрации, справочники и словари).
Коммуникативные УУД диагностика Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Возраст: 6,5 – 7 лет
Коммуникативные УУД диагностика Это задание надо делать вдвоем. Перед вами лежат цветные карандаши и две нарисованные рукавички. Их надо украсить так, чтобы получилась пара одинаковых рукавиц. Узор может быть любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его нарисует.