Профессиональный стандарт педагога Ванцева О.Н., учитель-дефектолог, Шадринская школа-интернат 12
Концепция и содержание В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Область применения: сфера дошкольного, начального и общего среднего образования; при приёме на работу на должность «педагог»; при проведении аттестации.
Цели: определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечивать необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечивать необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Функции: преодолеть технократический подход в оценке труда педагога; обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Содержание: 1.обучение; 2. воспитательная работа; 3.развитие; 4. профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе; 5. профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Приложения: перечень ИКТ-компетенций педагога; психолого-педагогические требования к квалификации учителя; профессиональные требования к учителю математики и информатики, и к учителю русского языка; рекомендации по внедрению проф стандарта.
Сайт Минобрнауки России
Обсуждение Педагог или учитель? Стандарт в стандарте? Образование – это услуга?
«Обучение» 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность. 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в приложении).
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.