ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ по отрывку из повести Л.ТОЛСТОГО "ЮНОСТЬ"
Цели: 1) повторить изученные основные речеведческие понятия ( тема, заголовок, стиль, тип речи ) 2) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению 3) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки текста и уметь читать схему.
Трилогия Лев Николаевич Толстой ( г.)
Графическое оформление текста План содержания 1)каковы ваши первые впечатления от текста? Что особенно запомнилось? 2) какова тема текста? 3)какими словами выражена основная мысль? 4)в каком стиле написан отрывок? жанре? 5)какой заголовок можно придумать к данному тексту?
Графическое оформление текста План выражения 1)на сколько частей можно разделить текст? 2)каким образом начинается каждая часть? 3)определите тип речи. 4)подчеркните в отдельной части опорные слова ( глаголы). Почему их много?
Схема текста Часу в одниннадцатом Я обыкновенно приходнил в гостиную после чаю Дамы сидели за занятиями За пяльцами сидит Мими Лежит Милка Катенька вяжет или читает Любочка ходнит или играет на фортепиано См.далее
Я сажусь,слушаю музыку или чтение и дожидаюсь…чтобы… сесть за фортепиано 1 часть После обеда Я удостаивал девочек ездить верхом Я показываю себя молодцом Дамы хвалят Схема текста
2 часть Вечером Мы пьем чай После прогулки с папа я ложусь, слушаю музыку, читаю, мечтаю, оставляю книгу Я живо вспоминаю Становится грустно 3 часть Заключение Но душа моя так полна жизнью и надеждами
План: 1)Часу в одниннадцатом. 2) Дамы за занятиями - за пяльцами Мими -Катенька вяжет или читает -Любочка ходнит или играет на фортепьяно 3) Я слушаю музыку или читаю. 4)После обеда ездим верхом. 5) Вечером - чай, прогулка с папа, музыка, чтение, мечты. 6)Живое воспоминание детства. 7) "Только крылом касается меня.."
СЖАТИЕ ТЕКСТА Сжатие текста- выделение существенного в нем, исключение дополнительной информации, обобщение однородных членов предложения. " Часу в одниннадцатом я обычно приходнил в гостиную, большей частью после чаю, когда уже дамы сидели за занятиями."
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА: Укажите ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ( эпитеты, метафоры, сравнения) Что дает автору повествование от первого лица?
ПОЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ: одни ННадцатый гости Ная небеле Ный беспреста ННо фортеп Ьяно удост Оивал га Лерея вольтеровское кресло НАТАЛЬЯ САВИШНА Карл Иванович maman