Цель: раскрыть понятие «ситуация выбора», рассказать о важности данного приема в обучении ребенка, о способах создания ситуаций выбора.
* Традиционно наличие альтернатив входит в структуру ситуации выбора и является ее атрибутивной характеристикой. * По мнению А.В. Брушлинского, ситуации принятия решений или моральных дилемм (то есть ситуации выбора) необязательно сопряжены с необходимостью выбора. * Чтобы создать необходимые условия для активности, субъектности (переживания себя как источника активности), учитель обязан формулировать для учащегося альтернативы или создавать ситуации псевдо выбора.
* Современный мир диалогический, человек живёт в многообразии культур. * Нет правильного и неправильного, а есть ситуация выбора. * Как подготовить ученика к новым условиям жизни? * Традиционная система, дававшая обширное информационное знание, с этим явно не справилась * Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
* Назначение образования в «развитии памяти» и «накоплении знаний»? * Назначение образования в создании условий для развития индивидуальности ученика в процессе обучения?
* «Ватсон, поймите: человеческий мозг это пустой чердак, куда можно набить всё что угодно. Дурак так и делает тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по- другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно»
* Родителям детей 5-7 лет предложили назвать конкретные ситуации, где они предоставляют своему ребенку «выбор». Они удивились, были в замешательстве. * Ответы: * 80% опрошенных (Всего в исследовании приняли участие 40 человек, в основном мамы) назвали ситуации выбора еды, одежды и игрушек. * Только половина из них предлагают своим детям на выбор виды деятельности (игра, рисование, хозяйственная деятельность, прогулка). Некоторые из родителей (10%) не назвали ни одной ситуации «выбора», а еще 10% родителей под выбором понимают «шантаж» («или ты читаешь азбуку, или я не позволю тебе смотреть телевизор»), вседозволенность ребенка («делай, что хочешь и когда хочешь»).
* Анализ ответов показал, что создание ситуаций выбора в семейном воспитании не является осознанным средством развития личности ребенка.
* «Выбор» - необходимое условие полноценного развития личности. * «Выбор» - пример активной модели поведения, личностной стратегии общения и толерантности. * Выбор должен стать высшей культурной формой поведения зрелого человека (Л.С. Выготский).
* Это предпочтение одного из вариантов, возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. * Это спроектированный учителем этап урока, когда дети поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора занимает часть урока. * Это наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения. * Это предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора, возможности обосновать свою точку зрения. * Это проявление каждым обучающимся своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.
* ситуация выбора должна находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся; *учитель, предлагая ситуацию выбора, должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения;
* учитель должен постепенно вводить ситуацию выбора в учебный процесс, от урока к уроку увеличивать количество вариантов для выбора, усложнять задачи, увеличивать требования к проявлению самостоятельности учащихся; *должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации; *расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью; *необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями;
* ученик должен ощущать реальное переживание за последствия своего выбора; * должен быть продуман механизм защиты ученика от собственных ошибок; * дети должны быть уверены, что имеют право и на неудачу; важен результат и вся совокупность действий; * дети должны аргументировать свой выбор; * учитель должен стимулировать учащихся к выбору, поясняя предложенные задания и показывая значимость его выполнения, раскрывая критерии его оценки.
* Развивающее обучение * Проблемное обучение * Игровые технологии * Исследовательские методы * Проектные методы
* 1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий. 2. Постарайся осмыслить каждое задание. * 3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
* 4. Мысленно выбери тот вариант задания, которое в большей мере соответствует твоим убеждениям. * 5. Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим. * 6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания, его доказательство. * 7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
* Умышленно допущенные ошибки. * Задания, связанные с жизненным опытом. * Задания на внимание и сравнение. * Противоречие между изученным и новым. * Исследовательская работа. * Различные способы решения одной задачи.