Выполнение части С ЕГЭ Методика и практика подготовки к экзамену Автор Козлова Т. И.
Цель учителя (через обучение многоаспектному анализу текста) Сформировать у выпускника умение, переходящее в компетентность, выстраивать аргументированное письменное высказывание на основе исходного текста в соответствии с заданными требованиями и параметрами (критерии, объём, время выполнения и т.д.)
Цель ученика (через многоаспектный анализ текста) Овладеть умением создавать связное письменное высказывание с опорой на исходный текст и аргументацией, основанной на читательском и жизненном опыте Перевести умение в межпредметную и мета предметную компетентность
Текст исходный создаваемый О чём этот текст? С какой целью написан? Почему это важно? Где мы «слышим»голос автора? Когда и где вы встречались с этой проблемой в литературе? в жизни? Что из этого следует? Это тема текста Это проблема(ы) текста Это комментарий к проблеме Это авторская позиция Это ваши аргументы из читательского и жизненного опыта Вывод
ТЕМУ как предмет данного текста можно - определять - формулировать - раскрывать - развивать - осмысливать - представлять - трактовать - анализировать - рассматривать
ПРОБЛЕМА может быть автором -поставлена -поднята -выдвинута -рассмотрена -исследована -затронута (одна из проблем исходного текста)
КАТЕГОРИЯ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНАЯ философская ЭТИЧЕСКАЯ нравственная экологическая научная (или комбинированная)
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ актуальная общественно значимая основная наболевшая современная острая спорная неразрешимая принципиальная назревшая неотложная важная главная сложная серьёзная глубокая злободневная мучительная
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ в тексте может выражаться прямо или косвенно(опосредовано) Автор может -посвятить статью (рассказ) -погрузиться в проблему -раскрыть сущность понятия -заставить читателя задуматься -помочь оценить значимость (проблемы) -открыто заявить о своём отношении -показать важность темы (проблемы) -выразить мнение о чём-то -постараться объяснить -привести весомые аргументы -отразить точку зрения (большинства) -эмоционально воздействовать на читателя -показать путь решения проблемы
АРГУМЕНТЫ ИЗ жизненного опыта реальные факты из жизни окружающих собственные жизненные наблюдения и выводы смоделированная ситуация ИЗ читательского опыта художественная литература публицистика историко-мемуарная научно-популярная
Банк литературных аргументов Формируется как в процессе изучения литературы, так и непосредственно в период подготовки к экзамену. Например: Автор: И.С. Тургенев Название произведения: роман «Отцы и дети» Круг проблем, представленных в произведении: Проблема взаимоотношений людей разных поколений Проблема формирования личности Проблема отношения к искусству (к природе) Проблема истинной и ложной дружбы И т. д.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Аргументы должны быть соотносимыми по содержанию с исходным текстом, фактологический точными и не должны содержать этически некорректные формулировки
УРОВНИ ЧАСТИ «С» 1.Предметный: проверяет знания по русскому языку 2.Межпредметный: связь с литературой, историей, обществознанием и другими предметами 3.Метапредметный:универсальная компетентность создавать письменное высказывание по заданным параметрам(тема, цель, объём, стиль и т. д.)
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА