Педагогический проект
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс. Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект модернизации общего образования и, наконец, новый стандарт общего образования ориентируют нас использовать личностно-ориентированные технологии, к которым относятся дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его способностей и самосознания. Уровень подготовки и способностей к обучению одинаков далеко не у всех школьников. Именно это и делает индивидуализацию обучения необходимостью. Многие дети, с охотой переступившие порог школы, к 5-6 классу, а сейчас даже к 3-4 классу теряют всякий интерес, не хотят учиться. Начинаются цепи неудач, переживания, психические травмы, причем не только детей, но и родных и близких.
Им достаточно легко учиться на первых этапах и в результате у них не формируется в достаточной мере умение преодолевать трудности, не вырабатывается иммунитет к неудачам, которые часто возникают при переходе в среднее звено. Значит для формирования учебного потенциала развивающейся личности необходимо эффективное начальное обучение, которое направлено на становление личности каждого ребенка и исходит из максимально точного учета его особенностей.
Противоречия -между последовательным формированием в сознании младших школьников целостного взгляда на разные научные области и индивидуальным темпом развития, -между слабо развитыми у детей умениями самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых задач и необходимостью активизации мыслительных процессов, побуждающих учащихся к обобщению и широкому применению знаний, относящихся к разным наукам, -между теоретическими знаниями обучающихся и неумением применять их на практике.
Проблема заключается в изучении возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в процессе обучения русскому языку и определении условий его реализации в педагогическом процессе.
Цель обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза использование индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации позволят повысить эффективность усвоения материала по русскому языку в начальной школе.
Задачи Обосновать необходимость дифференцированного подхода при обучении русскому языку; Определить основную задачу дифференцированного обучения; Выделить группы учащихся (варианты) по уровню обучаемости; Разработать различные виды дифференцированной помощи; Выявить особенности работы по вариантам на уроках; Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Предполагаемые результаты Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся. Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира; У школьников разовьются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность; Повысится динамика качества обучения.
Активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и диалектическое взаимодействие между ними создавало бы условия проявления активности и самостоятельности.
Ситуации на уроках защищать свое мнение, используя приобретенные знания; выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам; оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях; рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
По результатам психолого- педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений): 1 группа - ученики с высокими учебными способностями 2 группа - учащиеся со средними способностями 3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями
Характеристика учащихся разных групп 1 группа - ученики с высокими учебными способностями Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания. 2 группа - учащиеся со средними способностями Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей. 3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.
Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках Работа с группами учащихся ведётся по двум основным направлениям: 1. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности. 2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.
Этапы реализации 1. Подготовительный этап. 2. Преобразующий этап. 3. Заключительный этап
Виды дифференцированных заданий 1. Предварительные задания по уровню трудности: - облегчённому; - среднему; - повышенному. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных упражнений возрастающей степени трудности. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. (карточки, дидактический материал) 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся. 5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности. (работа с текстом) 6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения (к/р) 7. Дифференцированные задания с разной степенью помощи (обучающие карточки)
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации
Способы дифференциации, которые могут быть использованы на этапе закрепления изученного материала Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности. Используя различные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую по: 1. Степени самостоятельности учащихся; 2. Характеру помощи учащихся; 3. Форме учебных заданий. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например: выполнение упражнений знакомых видов, нахождение изученных орфограмм К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Продуктивные задания, например: Классификация орфограмм, членов предложения, частей речи и т.п. На основе наблюдения сформулировать правило, найти исключения и т.п. выполнение задания разными способами (использование разных типов текстов), самостоятельное составление предложений, текстов
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: Усложнение языкового материала Увеличение количества заданий Использование обратного задания вместо прямого
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек и заданий
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске). На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания и оформления; справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, таблицы; наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, графическая схема, таблица и др.) дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания); вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания; Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом
Задача учителя, осуществляющего дифференциацию обучения, найти реальные возможности для учета всех физических и психических особенностей обучаемых Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развивающего обучения.
Заключение При реализации программы ФГОС используя дифференцированное обучение можно добиться хороших результатов. При организации необходимых условий и ресурсов можно добиться того, что: Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся. Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира; У школьников разовьются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность; Повысится динамика качества обучения.