Система развивающего обучения Л. В. Занкова Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С. Выготский
Основные идеи системы развивающего обучения Л.В. Занкова: Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения. Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.
Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Условия реализации: организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру.точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Индивидуальная дозированная помощь стимулирующая направляющая обучающая
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, правил, а на осознание внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Условия реализации: выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала.
3. Принцип быстрого прохождения учебного материала. «Торопиться надо не спеша» Л.В. Занков Л.В. Занков Условия реализации: постоянное движение вперед в освоении учебного материала; постоянное движение вперед в освоении учебного материала; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала. многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала.
4. Принцип осознания процесса учения. Условия реализации: обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения; формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.) формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых. Условия реализации: выявление и учет индивидуальных различий между детьми; обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня.
Формы организации обучения, направленного на общее развитие школьников В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников. Формы организации обучения в системе Л.В. Занкова: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение: «ученик – одноклассники – учитель – родители и другие взрослые, совместная деятельность в группах»
Особенности педагогического общения в системе развивающего обучения Особая, доверительная атмосфера обучения – условие реализации дидактических принципов и типических свойств системы Л.В.Занкова Основная форма добывания знания, решения проблемы – дискуссия. «Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы» Занков Занков Л.В.
Общение «учитель – ученик» Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают. Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности. Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям. Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке. Общение учащихся друг с другом Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться слаженности и взаимопонимания. Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи, развивать их.
УМК «Развивающая система Л.В. Занкова» Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений.
Учебники и тетради по математике: Учебники помогают ребенку войти в яркий и интересный мир математики благодаря увлекательным и необычным заданиям. Тетради составляют органическое единство с учебником. Их задача – способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков школьников, получаемых при изучении программных тем.
Азбука Азбука разработана для читающих и нечитающих детей, звуки (буквы) изучаются блоками в порядке их фонетической трудности, заложены естественные причины для многократного перечитывания слов, предложений, текстов. Задания приучают к самостоятельному поиску вариантов решения проблем. Тетради по чтению: Пособие в трех книжках серии «Я читаю» в комплекте с «Азбукой». Оно помогает первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, также развить психофизиологические функции, необходимые для чтения Авторы: Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Издательский дом «Федоров». В первой книге «Я читаю?» ребенок «считывает» рисунки, расшифровывает различные знаки, играет с буквами, читает слова, небольшие предложения. Во второй книжке «Я читаю.» ребенок продолжает расшифровывать знаки, играть с буквами, из словесного материала читает почти все, а в третьей книжке читает все сам!
Учебник по русскому языку: Учебник продолжает авторскую программу по русскому языку, начатую Азбукой и тетрадями по письму, способствуя освоению ребенком коммуникативной функции языка. Рассматриваются понятия устной и письменной речи, звуков и букв, лексического и грамматического значений слов, предложения и текста. Тетради по письму: Тетрадь «Звуки и буквы»:
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу. В учебнике собраны лучшие образцы детской литературы для первоклассников. Произведения устного народного творчества, русских и зарубежных писателей помогут ребенку осознать нравственные ценности, важные для данного возраста (дружба, семья, доброта, справедливость, любовь к Родине). Учебник по литературному чтению:
Учебник и тетради по окружающему миру: Учебник начинает интегрированный курс, построенный в логике исторического развития природы, человека и человеческого общества. В 1 классе картина мира дается в самом общем виде, в форме «рассказов в картинках» от зарождения жизни на Земле до современности.
Изучение результативности обучения в системе Л.В. Занкова Главное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по Главное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний. Безотметочное обучение в первом классе – обязательное условие развивающего обучения Показатели эффективности системы обучения: 1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность) 2. Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями, умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде. 3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса.