Педагогика
План 1) Возникновение педагогики. Понятие и предмет педагогики 2) История развития педагогики. Системы воспитания 3) Педагогические системы в Новое время 4) Современные проблемы педагогики 5) Наше мнение 6) Итог
1) Возникновение педагогики Слово «педагогика» возникло в Греции и означало оно буквально «дето ведение». Педагогика зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. Слово «педагогика» возникло в Греции и означало оно буквально «дето ведение». Педагогика зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом.Фрэнсисом Бэконом Фрэнсисом Бэконом
Понятие педагогики Существует несколько понятий педагогики. Вот наиболее совершенные и понятные из них Существует несколько понятий педагогики. Вот наиболее совершенные и понятные из них
Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев); Педагогика единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской).А.В. Хуторской Педагогика одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека.
Предмет педагогики Предмет педагогики целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В процессе воспитания из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Предмет педагогики целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В процессе воспитания из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.Предметличностиобучения образования Предметличностиобучения образования
2) История развития педагогики История развития и становления педагогики связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социальнополитического строя, характера общественных отношений. Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. История развития и становления педагогики связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социальнополитического строя, характера общественных отношений. Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. В течение многих веков в мире развивается и по- разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В течение многих веков в мире развивается и по- разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов воспитательного процесса и методов их поэтапной реализации в определенной социальной структуре (семье, школе, вузе, государстве). Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов воспитательного процесса и методов их поэтапной реализации в определенной социальной структуре (семье, школе, вузе, государстве). Наиболее известные древние системы воспитания возникли в античной Греции Наиболее известные древние системы воспитания возникли в античной Греции
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
Системы воспитания развивались и в средние века. В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная система воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм
Так же распространённой была рыцарская система воспитания. Она включала в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. Так же распространённой была рыцарская система воспитания. Она включала в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.
Педагогические системы в Новое время Педагогическая система Жан-Жака Руссо Педагогическая система Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.
Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо 1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, -- писал Руссо, -- достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». 2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики -- недопустимы и губительны. 3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци ( ), который утверждал, что цель обучения -- в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека.
Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы. 1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. 2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому. 3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи. 4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов» и т.д.
Русская педагогическая мысль Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов ( ). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков ( ). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».
4) Современные проблемы педагогики В современном мире в педагогике, особенно российской, возникло множество различного рода проблем
Согласно данным социологических опросов, 65 процентов россиян считают профессию педагога непривлекательно й. Только 22 процента назвали ее престижной.
Престиж любой профессии во многом зависит от заработной платы. Как известно, у учителей зарплата довольно низкая, в среднем – от 8 до 10 тыс. рублей. Это зависит от нескольких факторов: Престиж любой профессии во многом зависит от заработной платы. Как известно, у учителей зарплата довольно низкая, в среднем – от 8 до 10 тыс. рублей. Это зависит от нескольких факторов: От категории От категории От наполняемости класса От наполняемости класса От стажа работы От стажа работы От количества часов От количества часов
Кроме того, профессия педагога предполагает небольшое количество свободного времени. Изрядная его часть уходит на проверку ученических работ, подготовку к урокам и т.д. Кроме того, профессия педагога предполагает небольшое количество свободного времени. Изрядная его часть уходит на проверку ученических работ, подготовку к урокам и т.д.
Помимо этого существует проблема взаимопонимания между- педагогами и учениками, требованиями школы и запросами родителей, кроме того - межличностные отношения учеников. Помимо этого существует проблема взаимопонимания между- педагогами и учениками, требованиями школы и запросами родителей, кроме того - межличностные отношения учеников.
Все эти факторы в совокупности способствуют тому, что всё меньше людей выбирают педагогическую деятельность Все эти факторы в совокупности способствуют тому, что всё меньше людей выбирают педагогическую деятельность
график изменения количества учителей в школах России с 1997 г. по 2008 г. Данные взяты из журнала «Эксперт».
Наше мнение Во все времена профессия педагога была уважаема, почётна и ответственна. Не смотря на то, что в последние годы педагогическая деятельность имеет низкий престиж и уважение в обществе, она всё равно остаётся одной из самых востребованных профессий. Именно педагог создает будущее страны. От его труда во многом зависит разносторонность знаний подрастающего поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Во все времена профессия педагога была уважаема, почётна и ответственна. Не смотря на то, что в последние годы педагогическая деятельность имеет низкий престиж и уважение в обществе, она всё равно остаётся одной из самых востребованных профессий. Именно педагог создает будущее страны. От его труда во многом зависит разносторонность знаний подрастающего поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.
Итог Две основные функции деятельности педагога – обучать и воспитывать. Эти задачи актуальны во все времена, меняется только их содержание: изменяется жизнь и требования общества к человеку; цели и задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания; появляются новые методы, формы работы. Но значение учителя и преподавателя в жизни каждого из нас переоценить невозможно – и это факт. Две основные функции деятельности педагога – обучать и воспитывать. Эти задачи актуальны во все времена, меняется только их содержание: изменяется жизнь и требования общества к человеку; цели и задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания; появляются новые методы, формы работы. Но значение учителя и преподавателя в жизни каждого из нас переоценить невозможно – и это факт.