Концепция эволюции в биологии Презентацию подготовила: студентка 1-го курса Алексеенко Кристина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция эволюции в биологии.. Под эволюцией подразумевается процесс длительных, постепенных, медленных изменений, которые в конечном итоге приводят.
Advertisements

Современные представления об эволюции органического мира.
Кризис эволюционной теории в начале XX века: синтез дарвинизма с экологией, генетикой. Общая хараткеристика СТЭ. Выполнила: Салимова А.
Учение об эволюции. Эволюционная теория. Микроэволюция. Макроэволюция.
Биология определяется как совокупность наук о: –Ж–Ж–Ж–Живой природе - Многообразии существовавших и существующих живых организмов –С–С–С–Строении и функции.
Тема: Синтетическая теория эволюции Задачи: 1.Сформулировать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. 2.Сформулировать основные положения синтетической.
Эволюционная роль мутаций. В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникален.
синтетическая теория эволюции
Обобщив идеи Ж. Ламарка о зависимости эволюции организмов от приспособленности их к окружающей среде, Ч. Лайеля об образовании.
Эволюция. Развитие учения.. Термин «эволюция» в биологию ввёл ШАРЛЬ БОННЕ.
Задачи урока: Познакомить учащихся с происхождением, развитием и основными положениями синтетической теории эволюции.
Э ВОЛЮЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ. Цель: - подготовить материал для целостного восприятия темы «Эволюционные учения». Задачи: - донести важность изучения эволюционных.
Концепции эволюции. В процессе становления эволюционной парадигмы выделяют три этапа: 1 Этап - ТРАДИЦИОННАЯ БИОЛОГИЯ (К.Линней). 2 этап- КЛАССИЧЕСКАЯ.
Биография Чарльза Дарвина Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина Движущие силы (факторы) эволюции Вопросы для обсуждения.
Естественный отбор с точки зрения Современной Синтетической Эволюционной Теории Работа учениц 11 класса A учениц 11 класса A Лицея им. В.Г. Сизова Г. Мончегорска.
«Видообразование. Результаты микроэволюции.» Презентация урока на тему:
11 класс Учёный, время Эволюционные взгляды Первые представления об изменяемости органического мира во времени Демокрит Гераклит.
Основы учения об эволюции пособие для учащихся 9 класса Проценко Л.В. учитель биологии МОУ «Гимназия 10»
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Цель урока: Выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород и сортов растений;
Идея развития органического мира в биологии Выполнил Волков Сергей 9А
Транксрипт:

Концепция эволюции в биологии Презентацию подготовила: студентка 1-го курса Алексеенко Кристина

Под эволюцией подразумевается процесс длительных, постепенных, медленных изменений, которые в конечном итоге приводят к изменениям коренным, качественным, завершающимся образованием новых систем, структур и видов.

Представления об эволюции в естествознании имеют ключевое значение. В начале нашего курса было рассмотрено понятие парадигмы

Парадигма современного естествознания – это эволюционно-синергетическая парадигма, в основе которой лежат представления о самоорганизации и эволюции материи на всех ее структурных уровнях.

Впервые эволюционная концепция четко и обоснованно была сформулирована в биологии.

Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса Представления об эволюции живого высказывались практически на протяжении всего периода развития естествознания (Эмпедокл, Аристотель, Ламарк). Тем не менее, основоположником эволюционной теории в биологии считается Ч. Дарвин.

Исследуя изменения численности популяций, он пришел к объяснению эволюции путем естественного отбора (1839 г). Таким образом, наибольший вклад Дарвина в науку заключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.

В это же время другой естествоиспытатель А.Р. Уоллес, как и Дарвин пришел к тем же выводам.

В 1858 г. Дарвин и Уоллес выступили с докладами о своих идеях на заседании Линнеевского общества в Лондоне. В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов» («Origin of species»).

Теория Дарвин - Уоллиса основанная на трех наблюдениях и двух выводах

Теория Дарвина – Уоллеса в 20-м веке была значительно расширена и разработана в свете современных данных генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, экологии, этологии и получила название неодарвинизма или синтетической теории эволюции.

Современная (синтетическая) теория эволюции

Новая, синтетическая теория эволюции представляет собой синтез основных эволюционных идей Дарвина, прежде всего, идеи естественного отбора, с новыми результатами биологических исследований в области наследственности и изменчивости.

Современная теория эволюции имеет следующие особенности: она ясно выделяет элементарную структуру, с которой начинается эволюция – это популяция;

выделяет элементарное явление (процесс) эволюции – устойчивое изменение генотипа популяции;

шире и глубже истолковывает факторы и движущие силы эволюции;

четко разграничивает микроэволюцию и макроэволюцию (впервые эти термины были введены в 1927 г. Ю.А. Филипченко, а дальнейшее уточнение и развитие получили в трудах выдающегося биолога-генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского).

Микроэволюция и макроэволюция Микроэволюция – это совокупность эволюционных изменений, происходящих в генофондах популяций за сравнительно небольшой период времени и приводящих к образованию новых видов.

Макроэволюция связана с эволюционными преобразованиями за длительный исторический период, которые приводят к возникновению надвидовых форм организации живого.

Изменения, изучаемые в рамках микроэволюции, доступны непосредственному наблюдению, тогда как макроэволюция происходит на протяжении длительного периода, и ее процесс может быть только реконструирован, мысленно воссоздан. Как микро- так и макроэволюция происходят, в конечном итоге, под влиянием изменений в окружающей среде.

Подтверждения теории эволюции. Сведения, подтверждающие современные представления об эволюции, являются результатами исследований в различных областях науки.

палеонтология биогеография

морфология сравнительная эмбриология

молекулярная биология систематика

селекция растений и животных

Многочисленные исследования, проведенные в рамках вышеупомянутых наук, позволили сформулировать следующие основные законы эволюции: Скорость эволюции в разные периоды неодинакова и характеризуется тенденцией ускорения

Эволюция различных организмов происходит с разной скоростью. Новые виды образуются из относительно простых, неспециализированных форм. Эволюция не всегда идет от простого к сложному

Эволюция затрагивает популяции, а не отдельные особи и происходит в результате мутаций, естественного отбора и дрейфа генов. Что весьма важно для понимания различия между дарвиновской теории эволюции и современной теорией

Основные факторы эволюции Первым и важнейшим фактором эволюции является мутационный процесс

Второй важнейший фактор – популяционные волны, часто называемые «волнами жизни». Они определяют количественные флуктуации (отклонения от среднего значения) численности организмов в популяции, а также области ее обитания.

Третьим основным фактором эволюции признается обособленность группы организмов.

Все эти факторы являются необходимыми, однако, сами по себе они не объясняют механизма эволюционного процесса и его движущей силы.

Движущая сила эволюции заключается в действии естественного отбора, который является результатом взаимодействия популяций и окружающей среды.

Результатом же самого естественного отбора является устранение от размножения (элиминация) отдельных организмов, популяций, видов и других уровней организации живых систем.

Стабилизирующий отбор Пример: после снегопада и сильных ветров было найдено 136 оглушенных и полуживых воробьев; 72 из них выжили, а 64 погибли. У погибших птиц были очень длинные или очень короткие крылья. Особи же со средними - «нормальными» крыльями оказались более выносливыми.

Движущий отбор Пример: утрата пальцев у копытных, глаз у пещерных животных, конечностей у змей и т.п. Материал же для действия такого отбора поставляется разного рода мутациями.

Дизруптивный отбор Пример: В лесах, где почвы коричневого цвета особи земляной улитки чаще имеют коричневую и розовую окраску раковин, на участках с грубой и желтой травой преобладает желтая окраска и т.п.

Некоторые современные исследователи справедливо полагают, что синтетическая теория эволюции не является достаточно всеобъемлющей моделью развития жизни и разрабатывают системную теорию эволюции в которой подчеркивается следующее:

Эволюция протекает в открытых системах, и необходим учет взаимодействия биосферных геологических и космических процессов, которое, по-видимому, дает импульс для развития живых систем. Значительные события из истории жизни должны, таким образом, рассматриваться в связи с развитием планеты.

Эволюционные импульсы распространяются от высших системных уровней к низшим: от биосферы к экосистемам, сообществам, популяциям, организмам, геномам.

Характер эволюции изменяется с течением времени, т.е. эволюционирует сама эволюция.

Направленность эволюции определяется системными свойствами, задающими ее цель, что позволяет нам понять смысл биологического прогресса.

Спасибо за внимание!