Элейская школа
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - одна из древнегреческих философских школ (конец VI первая половина V вв. до н.э.). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Представители элейской школы: Парменид (ок. 540 – 480 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель Элейской школы. Изложил метафизическое понимание окружающего мира, природы. Основной труд - "О природе"
Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Парменида. С помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок(т.е. из допущения движения и множества). Обосновывал отрицательным путём учение Ксенофана и Парменида о единстве бытия.
Мелисс (около около 360 до н. э.) - учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует). Отождествив бытие Парменида со Вселенной, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной. Создал трактат «О бытии».
Также к элейской школе иногда относят Ксенофана (конец VI - начало V в. до н.э.), учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. Идеи Ксенофана были облечены в теологическую форму. Его учения касаются, главным образом, теологии и физики. Он старался провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.
Характеристика Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Утверждение единства и неподвижности бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части, данного лишь мысли, но не чувствам.
Труды: Парменид – «О природе» Поэма состоит из трех частей. В первой части, вступлении, описано восхождение автора на колеснице ко вратам дня и ночи, где богиня Правды Дике возвещает ему путь истины и мнения смертных.
Во второй части Парменид делает логические выводы из тезиса о том, что небытия нет. Тогда в мире нет места, где не было бы реальности (бытия). Реальность вечна (она не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто), едина, однородна, неделима (т.к. нет небытия которое могло бы ее разделить), неподвижна. Вместе с тем бытие есть нечто завершенное, по Пармениду, оно может быть уподоблено шару.
В третьей части поэмы Парменид переходит к критическому описанию мнений – того, каким мир кажется человеку. Люди признают равноправные противоположные начала Свет и Ночь (тьму). Наряду с бытием, словом ошибочно придают небытию видимость реальности.
Труды: Мелисс Суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Мелисс создатель трансцендентального монизма, родоначальник философского идеализма, учившего, что мир явлений есть иллюзия наших чувств и отрицавшего протяженность бытия.
Труды: Зенон Элейский - Апории Ахиллес и черепаха. Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди на некотором расстоянии от него. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится от неё на расстоянии в 1 километр. За то время, за которое Ахиллес пробежит этот километр, черепаха проползёт 100 метров. Когда Ахиллес пробежит 100 метров, черепаха проползёт ещё 10 метров, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Ахиллес и черепаха
Дихотомия Утверждает логическую невозможность движения. Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Эта апория основана на бесконечной делимости пространства и предположении, что для совершения бесконечного количества действий необходимо бесконечное время.
Стрела Зенона Утверждает логическую невозможность движения. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть покоится всегда.
Стадион Пусть по стадиону движутся по параллельным прямым равные массы с равной скоростью, но в противоположных направлениях. Пусть ряд А1, А2, А3, А4 обозначает неподвижные массы, ряд В1, В2, В3, В4 массы, движущиеся вправо, а ряд Г1, Г2, Г3, Г4 массы, движущиеся влево. Будем теперь рассматривать массы Аi, Вi, Гi как неделимые. В неделимый момент времени Вi и Гi проходят неделимую часть пространства. Действительно, если бы в неделимый момент времени некоторое тело проходило бы более одной неделимой части пространства, то неделимый момент времени был бы делим, если же меньше, то можно было бы разделить неделимую часть пространства. Апория направлена против представления о мере отрезка как о сумме мер неделимых.
Афоризмы «В стремительном [полете] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки», - Гунсунь Луну «Не возникает оно и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все в настоящем. Без перерыва одно. Ему ли разыщешь начало?» – Парменид «Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши эту задачу, Данную мною тебе», - Парменид
Афоризмы «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит. Без Сущего мысль не найти она изрекается в Сущем. Иного нет и не будет», - Парменид «Одним и тем же, все там, само по себе пребывает, Не изменяясь, оно. Могучая Необходимость Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив», - Парменид
Комментарий Пушкина о споре движения: Движенья нет, сказал мудрец брадатый, Другой смолчал и стал пред ним ходить Сильнее бы не мог он возразить: Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.
Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Главнейший недостаток Элейской школы заключался в том, что, будучи по направлению чисто метафизической, она в то же время желала быть и учением натурфилософским и смешивала понятия двух порядков.
Презентацию подготовила: Августина Адольф, 242 гр.