СИМВОЛИЗМ от греч. Symbolon условный знак
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СЧИТАВШЕЕ ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА ЧЕРЕЗ СИМВОЛЫ ОБЪЕДИНЯЮЩИМ НАЧАЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗЕМНОЕ ПОДОБИЕ ТВОРЧЕСТВА БОЖЕСТВЕННОГО КЛЮЧЕВЫМ ПОНЯТИЕМ СИМВОЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛ – МНОГОЗНАЧНОЕ ИНОСКАЗАНИЕ (Ф.СОЛОГУБ: СИМВОЛ – ОКНО В БЕСКОНЕЧНОСТЬ) СИМВОЛ ОТРАЖАЕТ ПОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ЖИЗНИ, ЕЁ ИСТИННОЙ, СКРЫТОЙ СУЩНОСТИ.
С САМОГО НАЧАЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ СИМВОЛИЗМ ОКАЗАЛСЯ НЕОДНОРОДНЫМ ТЕЧЕНИЕМ Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ И В.БРЮСОВ СТАЛИ ВО ГЛАВЕ СТАРШИХ СИМВОЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ПОНИМАЛИ СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНУЮ ШКОЛУ НЕОДНОРОДНОСТЬ ТЕЧЕНИЯ ПРОЯВЛЯЛАСЬ ДАЖЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИ МОСКОВСКОЕ КРЫЛО ГРУППИРОВАЛОСЬ ВОКРУГ В.БРЮСОВА. ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ИХ ЭСТЕТИКИ - ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА ХАРАКТЕРЕН АФОРИЗМ БРЮСОВА: СОЗДАНИЕ ИСКУССТВА - ПРИОТВОРЕННЫЕ ДВЕРИ В ВЕЧНОСТЬ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ ФОРМАЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СЛОЖЕНИЯ
МУЗЫКА ДЛЯ СИМВОЛИСТОВ - ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА, ДАЮЩАЯ МАКСИМАЛЬНУЮ СВОБОДУ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ СИМВОЛИСТЫ ИСКАЛИ ПРЯМОГО СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ ЗВУКОМ И СМЫСЛОМ, МЕЖДУ ЦВЕТОМ И СМЫСЛОМ, МЕЖДУ ЗВУКОМ И ЦВЕТОМ ПОЭЗИЯ СИМВОЛИСТОВ - ЭТО ЯЗЫК МОЛИТВ, ОТКРОВЕНИЙ, ПРОРИЦАНИЙ, ТАЙН СИМВОЛИЗМ СЫГРАЛ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА, ОБОГАТИЛ НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВО, НО И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ НОВОЙ ЭПОХИ, НЕИЗМЕРИМО РАСШИРИЛ РАМКИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА: 1) ЗА ГРУБОЙ И СКУЧНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТЬЮ СКРЫВАЕТСЯ ТАИНСТВЕННЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ МИР, КОТОРЫЙ МОЖНО РАСКРЫТЬ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ СИМВОЛОВ-НАМЁКОВ; 2) ЗАДАЧА ПОЭЗИИ – ВЫРАЗИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ ЭТИ СИМВОЛЫ ОСОБЫМ ЯЗЫКОМ, БОГАТЫМ ПОЭТИЧЕСКИМИ ИНТОНАЦИЯМИ; 3) ТОЛЬКО ИСКУССТВУ ДАНО ПРИНИКНУТЬ В СУТЬ БЫТИЯ, ТАК КАК ОНО СПОСОБНО ПОСТИЧЬ МИР ВСЕСИЛЬНОЙ ИНТУИЦИЕЙ.
: ДВОЕМИРИЕ: УХОД ОТ РЕАЛЬНОГО ЗЕМНОГО И СОЗДАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО МИРА МЕЧТЫ И МИСТИКИ, СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПО ЗАКОНАМ ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ; ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ: ЯЗЫК ПРЕДЧУВСТВИЙ, НАМЁКОВ, ОБОБЩЕНИЙ, ТАИНСТВЕННЫХ ВИДЕНИЙ, ИНОСКАЗАНИЙ; СИМВОЛИКА ЦВЕТА И СВЕТА: ЛАЗУРЬ, ПУРПУР, ЗОЛОТО, ТЕНИ, МЕРЦАНИЕ; ПОЭТ – ТВОРЕЦ ИДЕАЛЬНЫХ МИРОВ – МИСТИЧЕСКОГО, КОСМИЧЕСКОГО, БОЖЕСТВЕННОГО; ЯЗЫК: ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛАССИЧЕСКИЙ СТИХ, ИЗЫСКАННАЯ ОБРАЗНОСТЬ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И ЛЁГКОСТЬ СЛОГА, ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ, КАК К ШИФРУ, ЗНАКОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОБЫДЕННЫХ СЛОВ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СИМВОЛИЗМА
СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ: УХОД В ИРРЕАЛЬНОСТЬ ПОЭТ МАГ, ШАМАН, МИСТИК, ДЕМИУРГ (ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ) ИНТЕРЕС К ЭКЗОТИКЕ, СРЕДНЕВЕКОВЬЮ ИСТОРИЯ – ПОРОЧНЫЙ, ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ЗЫБКОСТЬ КОНКРЕТНЫХ СМЫСЛОВ, ПЕРЕДАЧА ОЩУЩЕНИЙ Ф.СОЛОГУБ, К.БАЛЬМОНТ, В.БРЮСОВ, Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ, З.ГИППИУС, Ф.СОЛОВЬЁВ.
МЛАДОСИМВОЛИСТЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВА РЕАЛЬНОСТИ С ИРРЕАЛЬНОСТЬЮ ПОЭТ – ПРОРОК, МЕДИУМ, ТЕУРГ (ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ) ИНТЕРЕС К ЭКЗОТИКЕ, РОМАНТИКЕ ИСТОРИЯ – ЭВОЛЮЦИОННЫЙ НАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗНОСТЬ СИМВОЛОВ, ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ А.БЕЛЫЙ, И.АННЕНСКИЙ, ВЯЧ.ИВАНОВ, А.БЛОК, Ю.БАЛТРУШАЙТИС