ЖОСТОВО
У истоков мастерства У истоков мастерства Секреты старых мастеров Секреты старых мастеров Жостовский букет Жостовский букет Детские работы Детские работы Содержание Содержание
У истоков мастерства Увидел как-то художник цветы, плывущие по воде, нарисовал их на подносе… И сияет теперь, поднос- цветник на чайном столе. А делают и расписывают подносы цветами в подмосковном селе Жостове, где много зелени, воды и лугового простора.
Роспись металлических подносов зародилась в мастерских по изготовлению расписных лаковых изделий из папье-маше. Такую мастерскую в деревне Жостово открыл купец Филипп Николаевич Вишняков в 1825 году.
В 1830 годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом ростовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого еще в 18 веке центра их производства. В Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом.
Другим известным местом производства подносов был Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм сложного рисунка, с артистично выполненной живописью, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди раковин и прихотливых завитков. Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся формы и приемы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер искусства украшения подносов, который расцвел годах.
В Жостово пишут масляными красками, обильно разбавленными льняным маслом со скипидаром. Такие краски легко стекают с беличьей кисти, позволяя делать долгий упругий мазок.
замалевкой Первый этап росписи называется « замалевкой ». Широкой кистью набрасывается силуэт букета на рабочем поле подноса. Художник импровизирует. Секреты старых мастеров
выправка денежка Второй этап- « выправка » состоит из приемов: « денежка » - усиливает красочность светлых мест цветов и листьев и затемняет некоторые формы букета, сливая их с черным лаковым фоном; прокладка « прокладка » - определяет объемы цветов и листьев; бликовка « бликовка » - дополняет прокладку бликами; Секреты старых мастеров
чертежка посадка семенцов « чертежка » - подчеркивает тонкими линиями очертания лепестков на цветах и прожилок в листьях; « посадка семенцов » - изображение тычинок и пестиков в чашечках цветов; привязка « привязка » - травка зеленая или коричневая между цветами и листьями; уборка борта подноса обычно украшали ажурным орнаментом - это « уборка ». Законченная роспись покрывалась тремя слоями светлого лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. Выполнялась тщательная полировка до «зеркального блеска». Секреты старых мастеров
Классический жостовский букет всегда превосходно собран, его формы гармонично согласованы друг с другом в масштабе и цвете. Композиция замкнута и насыщена внутренним движением – цветы, стебли, листья как бы колеблются от легкого ветра. Роспись превосходно связана с поверхностью предмета. Жостовцы в своей работе тщательно выписывают каждую форму цветка, каждый лепесток, каждый бутон, но не доводят их до иллюзорности. Жостовский букет
Жостовский букет рельефен, но его форма лишь слегка выступает над лаковым фоном и столь же слегка утопает в нем. Большой цветок непременно имеет розовый отблеск – это традиция. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по нему определить время создания подноса. Но напрасно искать имена мастеров живописцев – их обычно никто не фиксировал.
Наряду с традиционным черным фоном в Жостове применяются другие колеры – красные, синие, зеленые. В этом случае поле подноса, предназначенное под роспись, покрывается тонким слоем светлого лака, на который присыпается алюминиевый и бронзовый порошок. После просушки металлизированного фона поднос окрашивается лессировочными красками нужного цвета (чем плотнее краска, тем глубже и благороднее воспринимается колер фона, слегка мерцающий внутренним свечением). Цветной колер, естественно, диктует и выбор цветочных мотивов в букетах, и колористический строй живописи. Воздействует он и на характер некоторых приемов письма: денежка в этом случае должна быть более тщательной – кисть не может быть столь активной, как в росписи по черному фону, поскольку цветной фон смягчает контрасты росписи. Бликовка становится менее резкой, т.к. в росписи усиливается значение локальных тонов и повышается роль силуэта цветочных форм на цветном фоне.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служащее некогда подспорьем к земледелью, обрело статус уникального вида русского народного искусства. В период расцвета фабрики, здесь работало более 150 художников. Жостовские подносы пользовались успехом и принимались заказы на роспись. Кризис производства наступил в х. годах. Новые экономические законы привели промысел к банкротству. Сегодня ООО «Торговый дом Жостово» начал работу по возрождению народного промысла. Возобновилась работа фабрики, приглашаются ведущие мастера, восстановлена вся технология изготовления подносов.
Работы учащихся гимназии 1597