Портфолио как форма оценивания участников образовательного процесса
1.Понятие «портфолио». 2.Виды портфолио. 3.Типичные ошибки и затруднения при создании и использовании портфолио.
Портфолио – это… Портфолио – это не… 1.Активная постоянная рефлексия работы педагога, отражение работы в действии. 2.Эссе на тему «Обучение». 3.Сбор всего, что было сделано педагогом. 4.Собранные сведения о профессиональной практике и профессиональном росте. 5.Процесс. 6.Попытка передать глубину своей привязанности учительской профессии. 7.Конечный продукт. 8.Сбор сведений о практике педагога, комбинации учительских артфактов (свидетельств) и письменных размышлений.
9. Сбор планов уроков и заданий для учащихся. 10. Отобранные педагогом примеры, которые лучше всего отражают аспекты преподавания и профессионального роста. 11. Альбом с газетными вырезками. 12. Инструмент для оценки собственных сильных сторон. 13. Инструмент, который позволяет зафиксировать эффективность своей работы в классе. 14. Технология саморазвития и самосовершенствования. 15. Папка фотографий с соответствующими надписями. 16. Средство самопрезентации и карьерного роста. 17. Средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.
Портфолио от английского portfolio – портфель, папка для важных дел и документов; от французского porter – излагать, формулировать и folio – лист, страница – досье, собрание, достижение («Словарь иностранных слов»).
Новейший словарь иностранных слов и выражений: визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста
ПОРТФОЛИО – это: собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения владельца; форма целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; технология саморазвития и самосовершенствования; средство мотивации и стимулирования творческой активности и СО; средство самопрезентации и карьерного роста; иллюстрация усилий, достижений в управленческой и методической деятельности; средство мониторинга и оценки индивидуального прогресса.
Цель создания портфолио ученика – показать прогресс в обучении по результатам, приложенным усилиям, продуктам учебно- образовательной деятельности. Портфолио учащихся помогает решать важные педагогические задачи: постоянная поддержка учебной мотивации школьников; поощрение их активности и самостоятельности; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; сознательное формирование умения учиться – ставить цель, планировать и организовывать свою учебную деятельность.
Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет по данной теме и данному предмету. Интеграцию количественной и качественной оценок. Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Цели ведения портфолио учителем Систематизация опыта. Более четкое определение направлений или консультирование со стороны коллег и администрации. Более объективная оценка профессиональных умений. Помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности при участии в конкурсе, поступлении в аспирантуру и т.п.
Виды портфолио I. Простые портфолио: 1) Портфолио документов (как витрина достижений): лицензии; сертификаты; дипломы; свидетельства; грамоты и т.д.
2) Портфолио отзывов (оценок): рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме; эссе и т.д.
Эссе «Разрешите представиться» Меня зовут… Я люблю… Я не люблю… Мне интересно… Я увлекаюсь… Меня привлекает… Мои самые сильные стороны – это… Я умею… Я могу научить других… Я хочу… Мне надо… Поэтому я буду…
Листы самоанализа планов и интересов: 1. Самые значимые события моей жизни, определяющие мое будущее___________________________________________ 2. Мне нравится заниматься ____________________________ 3. В будущем я хотел бы добиться _______________________ 4. Мне интересны предметы ____________________________ 5. У меня есть следующие способности и личностные качества, знания и умения, чтобы добиваться высоких результатов по интересующим меня предметам _________ 6. Для успешного обучения мне не хватает _______________ 7. Мои образовательные планы на текущий учебный год ____ Чего хочу добиться Что собираюсь для этого сделать Результат К концу года В І четверти Во ІІ четверти В ІІІ четверти В IV четверти
Какое смешное событие произошло с тобой в этом году? С кем ты в этом году познакомился? Какая ситуация в прошлом году потребовала от тебя наибольшего мужества? Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году? Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Кто бы это был?
3) Портфолио работ («портфолио процесса») как набор (коллекция) материалов и творческих работ, демонстрирующих возможности, усилия и прогресс в развитии и достижении конкретной цели:: авторские разработки (программы, конспекты лучших занятий, мероприятий); управленческие концепции и технологии; авторские планы, схемы и проекты; методические рекомендации; статьи; доклады; исследовательские работы и рефераты; творческие отчеты; участие в научных конференциях, семинарах, лагерях; участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах; занятия в учреждениях дополнительного образования; спортивные достижения; работы по искусству, техническому творчеству; разные формы творческой активности и т.д.
ІІ. Комплексный портфолио: набор документов; набор отзывов; набор (коллекция) авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Примерная структура портфолио педагога 1.Титульный лист. 2.Творческая визитка автора. 3.Краткая трудовая биография (где и как учился, где и кем работал, форма и результаты повышения квалификации). 4.Педагогическое кредо. 5.Тема и цель ведения портфолио. 6.Основные задачи индивидуальной профессиональной деятельности (профессионального развития) на предстоящий (конкретный) период. 7.Документы и материалы из опыта работы (авторские) по теме портфолио в соответствии с его видом и назначением. 8.Рефлексивные записки.
Примерная структура портфолио педагога Раздел 1. 1.Титульный лист. 2.Содержание портфолио. 3.Общие сведения о педагоге: Ф.И.О., год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном УО; повышение квалификации (название структуры; год, месяц, проблематика курсов); копия документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; др. документы.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности сравнительный анализ деятельности педагога за несколько лет (3 года) на основании: - срезов ЗУНов, ценностных отношений детей; - творческих работ детей; - конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом; - отзывов родителей о деятельности педагога и т.д.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность копии публикаций; участие в конкурсах; сотрудничество с ВУЗами и ССУЗами; конспекты организации видов деятельности на уровне мастер-класса и т.д. Раздел 4. Творческие находки педагога список творческих работ, проектов, рефератов; программы, сценарии уроков, внеклассных мероприятий и т.д.
Примерная структура портфолио ученика Титульный лист (наименование УО, Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес, школа, класс, телефон, период, за который представлены документы и материалы). Раздел 1. Портрет (фото, характеристика, мир увлечений, друзья, семья ученика, любимые занятия, игры, книги и т.д.). Раздел 2. Коллектор (материалы, авторство которых не принадлежит ученику: памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, материалы периодической печати т.д.). Раздел 3. Рабочие материалы (рефераты, доклады, проекты, модели, макеты и т.д.). Раздел 4. Достижения (участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах, лучшие работы ученика, характеристики отношения ученика к разным видам деятельности, отзывы, заключение о качестве выполненной работы, самоанализ, резюме и т.д.).
Я сегодня понял(а), что… 1. Мне необходимо корректировать свой портфолио 2. Я готов(а) создать портфолио 3. Портфолио – это не моё 4. Я сделаю новый портфолио
Приложение. Образцы портфолио