Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения при обучении по УМК «Начальная инновационная школа». Выступление подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 27 г.Волгограда Шабельская Светлана Юрьевна.
В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из важнейших целей образования становится духовно-нравственное развитие учащихся.
Первоочередная задача воспитания не позволить разрушить личность ребенка.
Быть личностью значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.
Целями и задачами курса являются: – формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном, инициативном чтении; – формирование полноценного навыка чтения; – духовно-нравственное воспитание человека и гражданина; – создание первичных представлений о русской литературе как о национальном достоянии.
Личностными результатами развития младшего школьника должны стать: Осознание школьником важности процесса обучения. Понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира. Духовно-нравственное развитие личности. Формирование культуры общения. Формирование готовности получать новые знания, применять их и преобразовывать. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой. Формирование ценностного представления о человеке и мире. Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Содержательное ядро курса заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1 – 4 классах: человек, люди, человечество, семья, общество, мир вокруг, природа, Земля, космос, Вселенная; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство;учение, чтение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др.
Содержательно значимая особенность данного курса включение в него произведений для семейного чтения.
В круге чтения и обсуждения оказываются произведения, отражающие базовые понятия и ценности, которые формируют миропонимание младших школьников и создают у них представления о нравственном идеале: - человек, в том числе и конкретный ученик; - мир его интересов и увлечений; - класс, школа, товарищи и друзья; - семья и мир взрослых; -мир природы; труд; - страна (Родина, Отечество) и ее героическая история; - Вселенная (Земля и космос).