Исследовательская работа «Кем быть? Или Ситуация на рынке труда в городе Лисаковске. Авторы: Форова Кристина, 10 класс, Кондратова Евгения, 11 класс
Цель работы: исследование и сравнительный анализ выбора профессии выпускников школ города и ситуации на рынке труда в Лисаковске. Задачи исследования: Выявить уровень готовности в выборе профессии выпускников школ города; изучить рынок труда: востребованность профессий, возможности выпускников для самореализации в них. предложение конкретных мероприятий по содействию занятости молодежи.
. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/: 1. Позиция старших членов семьи 2. Позиция товарищей, подруг 3. Позиция учителей, школьных педагогов 4. Личные профессиональные планы 5. Способности 6. Уровень притязаний на общественное признание 7. Информированность 8. Склонности
Как выбрать профессию Требования, которым должна удовлетворять выбранная Вами профессия: -чтобы она была интересной; ·-чтобы профессия соответствовала Вашим возможностям; ·-чтобы можно было найти работу по специальности.
Анализ анкет вопрос ответ Какую профессию вы выбрали? Учитель английского языка, таможенное дело, менеджер, врач, следователь, юрист-адвокат, дизайнер… Почему выбираете именно эту профессию? Нравится (10%), обучение в городе (28 %), доступна в оплате, « это наверное престижно», «потому что сдаю биологию», «прибыль+помощь людям» … Какие профессии востребованы на рынке труда в городе? Большинство затруднялись ответить
Ошибки при выборе профессии 1. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному 2. Бытующие мнения о престижности профессии 3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. 7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. 8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). 9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Правила выбора профессии 1. Составьте список подходящих профессий 2. Составьте перечень требований выбираемой профессии 3. Определите значимость каждого требования 4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий 5. Подсчитайте и проанализируйте результаты 6. Проверьте результаты 7. Определите основные практические шаги к успеху
Типы профессий "Человек-природа» Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико- бактериологического анализа и др. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...
Типы профессий "Человек-техника» Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Типы профессий "Человек-человек" Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить: ·- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; ·- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; ·- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; ·- профессии, связанные с информационным обслуживанием; ·- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; ·- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Типы профессий "Человек - знаковая система" Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: ·- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, ·- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, ·- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Типы профессий "Человек - художественный образ" Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Профессии типа "человек -художественный образ" включают: ·- профессии, связанные с изобразительной деятельностью, ·- профессии, связанные с музыкальной деятельностью, ·- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, ·- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Потребность в специалистах на годы по уровню образования (Костанайская область) По уровню образования все последние годы наиболее востребованы специалисты с начальным профессиональным образованием –68,7 % общей потребности (или ед.) Потребность в специалистах предприятий в разрезе видов их деятельности По видам экономической деятельности наибольшая прогнозная потребность выявлена на предприятиях: горнодобывающей промышленности (31,2 % от общего количества специалистов), в сельском хозяйстве -13,3 %, в обрабатывающей промышленности - 12,4 %, в образовании - 8,2 %, в здравоохранении - 8,0 %; 7 % приходится на торговлю и ремонт автомобилей, на строительную отрасль -5,3 %. 74% собираются поступать в ВУЗы, 24% - в колледж, 2% - не определились с выбором профессии
Профессия Предполагаемо е кол-во вакансий Высшее профессиональное образование Воспитатель д./сада 66 2 врач 17- 3Горный инженер или металлург 76 4Инженер-строитель 54 5Инженер-механик 75 6Инженер-электрик 55 Средне-специальное образование 1 закройщик 11 2Технолог швейного производства 11 3Медицинская сестра 11 4 фармацевт 2- 5Электромеханик 33 6Техник-механик 77
Профессия Предполагаемое кол-во вакансий Начально-профессиональное образование Повар, официант 54 2 Швея 22 3 Водитель автомобиля Электрогазосварщик Каменщик, плиточник Машинист конвейера 15 7 Машинист бульдозера Машинист экскаватора Машинист тепловоза 13 10Слесарь сборщик 28 11Монтажник Монтер пути 26 13Электрослесарь, электромонтер Токарь 3633
Перечень специальностей, предлагаемых профессиональными учебными заведениями РИИ Менеджмент Экономика Маркетинг Дизайн Горное дело Электроэнергетика строительство ЛТК Маркетинг Вычислительная техника и программное обеспечение Учет и аудит Экономика, бух. учет Правоведение Продавец продовольственных товаров Продавец непродовольственных товаров
Молодежное информационное агентство (МИА) вузы (студент) Центры трудоустройства при вузах Работодатель СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ Молодежные информационные агентства (МИА) Самообразование, воспитание ШКОЛА Абитуриент Рынок труда (модель специалиста в рыночной экономике) ? Молодой специалист