На примере учебника А. Ф. Никитина Обществознание.10 класс МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
Advertisements

Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
Презентация подготовлена Н.Г.Дмитриевой, учителем высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ 55» города Барнаула Алтайского края.
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Безусова Т. А.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
ФГОС : изменения в деятельности участников образовательного процесса. Автор : Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ « СОШ 2» г. Тарко.
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Урок как основа реализации стандарта Подготовила Шишканова Снежана Егоровна КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Руководитель МО.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС. Отличительные особенности ФГОС 1.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных.
«Ф ОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС» Педагогический совет Январь 2013года.
« Совершенствование профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
ФГОС – изменения в деятельности участников образовательного процесса.
Базовое положение концепции фундаментального ядра общего образования Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование.
Основополагающие принципы проектирования современного урока 1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
ФГОС КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Директор МБОУ СОШ 100 Баранова А.Г.
Транксрипт:

На примере учебника А. Ф. Никитина Обществознание.10 класс МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перспектива СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЕ УУД Актуали- зация знаний Проблема Результат Оценка Рефлексия Цель НАЧАЛО ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИТОГ

СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ Рассмотрение ситуации или проведение опыта ( с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная ). Использование зрительного образа ( рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т. п.) Работа с понятием ( смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, « лишнее » понятие ). Рассмотрение текстов или отрывков ( межпредметные связи, определение проблемы, выделение идей, заглавие и т. п.). Обсуждение высказываний ( афоризмов, пословиц, мудрых мыслей ). Ответы на загадки и проблемные вопросы ( для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма ). Изучение предметов материальной культуры и быта. Нестандартное поведение ( провокации, оригинальность ). Использование видео и мультимедийных ресурсов.

ЯЗЫКОВОЙ И ОБРАЗНЫЙ РЯД Предлагается по каждой букве в слове подобрать существительное, прилагательное и глагол, показав их связь с данным понятием : в _______________, ________________, _____________ е _______________, ________________, _____________ р _______________, ________________, ____________ а _______________, ________________, _____________ Пропущенное понятие : Восстановите высказывание : « Цена величия – это _______________» ( У. Черчилль )

Пример. Сформулируйте тему занятия ?

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом их родители делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками. Саади

Определить тему занятия на основе высказываний. Занять позицию ( высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы ). Сравнить ( общее и различие в позициях авторов ). Ранжировать ( рейтинг высказываний с обоснованием ). Дополнить ( найти другие высказывания по теме ). Придумать ( сформулировать собственное высказывание ). Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни ( определенными событиями ). Перечислить понятия и дать им определение ( или пояснить их смысл ). Восстановить пропущенные слова или закончить фразу. РАБОТА С АФОРИЗМАМИ ( ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ )

ПРИМЕР ЗАГАДКИ Загадка ( с точным ответом ): В 1936 году один Британский метеоролог со своим другом ( великолепным математиком ) изобрел очень важное для страны устройство. После успешной демонстрации этого устройства перед многочисленными министрами страны изобретатель повернулся к одному из них и сказал : « Теперь Британия вновь стала островом ». Вопросы : Что он изобрел ? Что означала фраза ? Ответ : В те годы наибольшую опасность для Британии представляла вражеская авиация и флот, он изобрел радар, и теперь авиация угрозу представляла намного меньшую, из угроз остался только флот, как для любого островного государства.

Результаты мотивации на занятии Интерес к изучаемым вопросам ( темам ). Умение формулировать проблемы для рассмотрения. Совместное формирование темы занятия. Актуализация имеющихся знаний и социального опыта. Понимание собственной образовательной траектории и потребностей. Активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Формирование 3- х У : УДИВЛЕНИЕ – УСПЕХ – УВЕРЕННОСТЬ.

НАЧАЛО УРОКА Проблема / интерес Цель Образ результата / критерии оценки План достижения цели

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА Содержание этапа : действия по достижению цели. Назначение : оперируя предметными знаниями, учащиеся осваивают универсальные учебные действия

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ изобразительное содержание ( воплощенные образы : рисунки, графики, схемы и т. п.); символическое содержание ( информация в форме произвольных знаков – числа и т. п.); семантическое содержание – значения слов текста ; поведенческое содержание – невербальная информация ( эмоции ); Явная ( эксплицитная ) и скрытая в подтексте ( имплицитная ) информация.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Запрос (потребность) – отбор источников Поиск информации – отбор необходимого Структурирование информации - выводы

ИТОГ УРОКА Возврат к цели / Оценивание результата Рефлексия способов достижения результата Перспектива

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза

РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшему. Выделение трудностей. Присвоение опыта. РЕФЛЕКСИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Где можно применить полученные знания? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия.

РЕФЛЕКСИЯ « СВЕТОФОР » НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО ПОЧТИ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО ВСЕ ПОНЯТНО

РЕФЛЕКСИЯ - ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ Самое лучшее в занятии ( упражнении, задании ) было …, а самое худшее …. Самое интересное было …, а самое скучное …. Самым веселым было …, а самым серьезным …. Мне бы хотелось, чтобы …. Мне бы не хотелось, чтобы … Я был ( а ) уверен ( а ) в себе, когда …. Я чувствовал ( а ) себя неуверенно, когда ….

СИНКВЕЙН ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ ____________________________ ( существительное, основное понятие, общая тема ) ______________ ________________ ( два глагола ) __________ ____________ _________ ( три прилагательных ) _________________________________ ( основная мысль – предложение, фраза ) ____________________ ( ключевое слово, вывод )

7 СТРОК ПО ТЕМЕ Я думаю, что ____________________________ (1) ( общая идея ) Потому что ______________________________ (2) ________________________________________ (3) ________________________________________ (4) ________________________________________ (5) ( наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения ) Поэтому ________________________________ (6) ________________________________________ (7)

Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели Результат/ Оценка Рефлексия Перспектива Проблема /интерес Цель / критерии достижения /План Актуализация знаний и умений ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СВЯЗИ ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока Преимущественно фронтальная ( пассивная стратегия) Преимущественно групповая и/или индивидуальная ( активная или интерактивная стратегия) Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.

Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения