СТИЛИ РЕЧИ Высокая культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться его выразительными средствами – самая надежная рекомендация каждого человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный.
Advertisements

СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Стили литературного языка. Стиль речи Речевая ситуация Стилевые черты Где?С кем?Зачем? Разговорный Неофициальная обстановка 1–1 Общение (поговорить) Непринужденность,
РЕЧЬ Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх Плутарх Горельцева.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
«Публицистический стиль речи» интерактивный плакат для уроков русского языка в 9 – 11 классах «Публицистический стиль речи» интерактивный плакат для уроков.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Транксрипт:

СТИЛИ РЕЧИ

Высокая культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться его выразительными средствами – самая надежная рекомендация каждого человека в его общественной жизни. В.Виноградов

Нормы современного русского литературного языка Язык, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может сказать поэт, мне мил....Захоти сказать лишнее, напыщенное, болезненное язык не позволит... Л.Н. Толстой

Правильность речи это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Существуют: 1) орфографические нормы; 2) пунктуационные нормы; 3) синтаксические нормы; 4) словообразовательные нормы; 5) морфологические нормы; 6) грамматические нормы; 7) акцентологические нормы; 8) стилистические нормы.

СТИЛИ РЕЧИ РАЗГОВОРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Речевая ситуация: С кем? 1 -1 Зачем? Общение Неофициальная обстановка РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ Где?

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Речевая ситуация: С КЕМ? 1-много ЗАЧЕМ? Сообщение Официальная обстановка ГДЕ?

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Речевая ситуация Где? С кем? 1 - много Зачем? сообщение Официальная обстановка

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Речевая ситуация Где? С кем? 1 - много Зачем? воздействие Официальная обстановка

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ Речевая ситуация С кем? 1 - много воздействие на воображение и чувства Особое место в литературном языке занимает стиль художественной литературы. В нем слово несет не только определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Где? Зачем?

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ Разговорный: непринужденность расплывчатость. Научный: отвлеченность точность логичность Официально-деловой: официальность точность. Публицистический: призывность эмоциональность Художественный: образность эмоциональность

«Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную курточку, которая вполне хороша для черновой работы в саду.

Задание 1. Определите, к каким функциональным стилям относятся следующие фрагменты текстов. 1. Физические и химические свойства воды; количество работы, доставляемой парами воды; одна весовая часть воды; температура кипения воды; перегонка воды; хорошая питьевая вода. 2. Сдержанный ропот воды; весна воды; лучезарная тишь воды; все вместе сливается в одну песню воды; пение птиц вы­шло из песни весенней воды; одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведет к цели. 3. Члены трудового коллектива в истекшем году приложили много усилий для устранения недостатков в работе и улучшения качества продукции. Выявили причины недостатков, наметили мероприятия по их устранению. Заключили взаимовыгодные договоры со смежниками, приобрели новое оборудование... Это позволило предприятию выйти на проектные мощности.

Определите, жанры каких стилей приведены здесь: 1) роман, эпиграмма, комедия, сонет, стихотворение; 2) доклад, рецензия, реферат, диссертация; 3) автобиография, приказ, протокол, заявление; 4) очерк, репортаж, статья, интервью.

Стилистические ошибки как отступление от нормы

Ошибки, связанные со слабым владением ресурсами русского языка: 1) бедность словарного запаса и фразеологии: а) немотивированное повторение одного и того же слова или однокоренных слов в узком контексте: «Она любит свою работу и работает на заводе давно. Приходит с работы усталая»; б) плеоназмы и тавтология. Плеоназм оборот речи, в котором повторяются слова, одинаковые или близкие по значению. Например, «я его поцеловал и облобызал», «нашим войскам пришлось отступать назад». Тавтология повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла фразы. Например, «лодки приближались все ближе», «машины осво­бождают трудоемкий труд рабочих»; 2) употребление штампов: «Это они, герои-молодогвар­дейцы, отдали свою жизнь за светлое будущее всего челове­чества»; 3) употребление слов-паразитов:«Ну,пошли, значит,мы однажды в лес.»; 4) немотивированное употребление нелитературной лексики: просторечных слов, диалектизмов. Например: «На Плюшкине было какое-то шмотье», «Кабаниха всячески стра­щала Катерину»; 5) однообразие в построении предложений, в выборе конструкций; 6) отсутствие образных средств там, где они необходимы для раскрытия темы сочинения

Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое чутье: 1) погоня за «красивостью» (немотивированное употребление экспрессивных средств): а) неоправданное использование определений-прилагательных; неумелый выбор определений (неуместных в данном контексте) либо их нагромождение и т.п.: «В наши веселые, радостные, счастливые дни запускаются на другие планеты слож­нейшие самоходные аппараты»; б) создание надуманных метафор, неудачных сравнений: «А что за небо! Его серебристо-голубая лазурь, как добродушный гномик, улыбается нам веселой и искрящейся улыбкой»; 2) смешение разностильной лексики, например, разговорной или книжной: «Мы видим, что Андрей Болконский человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не род­ня»; 3) неблагозвучие, которое создается: а) скоплением гласных: «А у Андрея Болконского...»; «Не ее ему лучше было встретить...»; б) скоплением шипящих: «Роман Мать» замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того вре­мени...»; в) употреблением рядом или повторением одинаковых в звуковом отношении частей слов: «Допрос рослого парня продолжался».

Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей: 1) злоупотребление канцеляризмами (лексикой и фразеологией делового стиля): «Не только в те годы, но и сейчас произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения» (здесь же и неудачный выбор слова); 2) использование специальных терминов в тексте ненаучного характера.

Задание 1. Найдите стилистические ошибки. Определите их тип и исправьте. В наши прекрасные, счастливые, веселые, радостные дни проходит много мероприятий в нашем городе. Достоевский лез из кожи, чтобы быстрее написать свой роман. Не ее ему лучше надо было бы встретить. Юный юнец учился хорошо. Заботливая няня заботилась о нас с душой. «Мама, в силу своей безысходности, сегодня я в школу не пойду». Произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения. Ну, короче, давайте начнем наш семинар. Когда же наступит летний период? Мне пришлось отступать назад, когда я увидел медведя. Приехали, значит, мы однажды как бы увидеть всех своих друзей. Катерина была тихоней и никогда не нарывалась на Кабаниху.

Задание 2. Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор. Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обоз­ начил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь.....(воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. (По С. Маршаку)