Антропоцентрическое и эгоцентрическое экологическое сознание. Составила: Садовская Д.И. Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ»
Экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания
Тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе
В развитии общественного экологического сознания в процессе социогенеза можно выделить две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и эгоцентрическая
Антропоцентрическая тенденция характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность).
Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентрическая тенденция характерно непроведение в ценностном отношении каких- либо различий между человеческим и природным, восприятие природы в качестве равноправного, самоценного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой.
Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно только, если полезно человеку. Природа – собственность человека Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а лишь часть природного сообщества Иерархическая картина мира. На вершине – человек, ниже – вещи, созданные человеком и для человека, ниже – объекты природы, полезные для человека Отказ от иерархической картины мира. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются частью единой системы.
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Целью взаимодействия с природой является удовлетворение прагматических потребностей Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Природа воспринимается как объект человеческой деятельности Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.
"Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение».