Технология проектов или метод проектов
Этапы работы над учебным проектом Предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя; Составление плана, изучение литературы по теме и сбор материала, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме; Защита, устное выступление ученика; Ответы на вопросы по теме.
Результат Научный доклад ( например, по теме « Использование односоставных предложений в лирике А. Пушкина »); Создание словаря современной лексики ( например, « Музей русского слова »); Подготовка компьютерных программ ( например, « Лингвистические кроссворды »)
Какие интеллектуальные умения развивает учебный проект ? Во - первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации ; Во - вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученным ; В - третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстроить логику доказательности принимаемого решения.
Структура учебного проекта Исследовательский проект « Великий лексикограф земли русской » ( к 200- летию В. И. Даля )
Задача : знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского лексикографа В. И. Даля, с « Толковым словарём живого великорусского языка » - своеобразной энциклопедией народной русской жизни первой половины 19 века.
Проблема : Почему датчанин по происхождению, В. И. Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне образованный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит, прежде всего, своим « Толковым словарём …»? заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов ? Опровергните или подтвердите формулу « Даль и есть словарь »
Источники информации : литературные ( книги, газетные и журнальные публикации и т. п.), словари, справочники и т. д. Обработка информации : анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы. Результат : доклад, реферат, стенгазета или другие наглядные материалы. Презентация : выступление на школьном мероприятии.
Сценарий защиты : 1. Обозначение проблемы : « Лексикографический подвиг Даля » 2. Защита своей гипотезы : а ) материалы по теме « История создания « Толкового словаря »; б ) материалы по теме « Чем словарь Даля отличается от других существующих в то время словарей русского языка ?»; в ) материалы по теме « Фразеология в словаре Даля »; г ) материалы по теме « Почему словарь Даля называют « Энциклопедией русской жизни первой половины 19 века ?». 3. Общий вывод. 4. Ответы на вопросы ( дискуссия ).
Как выбрать тему проекта ? Ориентиром могут быть темы рефератов, предложенные Министерством образования и предъявленные в форме высказываний учёных и писателей о русском языке, языковых явлениях, например :
« Язык всем знаниям и всей природе ключ » ( Г. Державин ) « Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа » ( И. Срезневский ) « Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их » ( Л. Толстой ) « Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества » ( А. Ефимов ) « Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств » ( Р. Будагов )
Можно предложить такие темы : « Можно ли познавать мир, не пользуясь средствами языка »? « Обогащает ли русский язык современное словотворчество ?» « Народное искусство моего края » « Слово наших предков » « Языки каких народов оставили след на карте нашего района ?» « Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия деревень, городов, улиц ?»
Учебный проект в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи интеллектуальных умений критического и творческого умений. Учебный проект принято считать самостоятельной исследовательской деятельностью ученика, так как работа над ним требует интегрированного знания, исследовательского поиска для его решения.