ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК НЕПОВТОРИМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОДА С ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Направленность личности – это система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека.
Основные характеристики МОТИВ ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТ СТРУКТУРА СРЕДСТВА То, что побуждает человека выполнять деятельность (потребность) Идеальное представление.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Транксрипт:

ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК НЕПОВТОРИМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОДА С ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ ЕГО УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО НРАВСТВЕННЫЕ ПОСТУПКИ И ИМЕЮТ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ НЕПОВТОРИМОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ЛИЧНОСТИ ИНДИВИДА

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ Особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, т.к. основные психические свойства заложены в самой природе человека Не отрицается влияние генотипа и среды, но на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКТЕР МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина) Название ВозрастВедущая деятельность. Кризис Младенческий От 0 до 1 года Эмоциональное общение со взрослым. Кризис одного года – потребность в автономии, потребность встать на ноги и пойти, сделать что-то без помощи взрослого Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность. Кризис трех лет: самоутверждение, «Я-сам», отделение от взрослого, впервые – ощущение собственной личности Дошкольный От 3 до 7 лет Игровая деятельность. Включение в группу ровесников в детском саду

Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина) Название ВозрастВедущая деятельность. Кризис Младший школьный От 7 до 10 (11) лет Учебная деятельность. Кризис семи лет – кризис смены деятельности. Ребенок начинает заниматься общественно-значимой деятельностью. Формирование произвольности и рефлексии Подростковый От 10 (11) до 14 (15) лет Интимно-личностные отношения со сверстниками (или общественно полезная деятельность). Формирование подростковой субкультуры. Подростковый кризис – протест против взрослой жизни, попытка отделения Ранняя юность От 14 (15) до 17 (18) лет Учебно-профессиональная деятельность. Кризис – выход в жизнь (позитивный или негативный)

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову) Знания, умения, навыки, привычки ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДСТРУКТУРА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы ПОДСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОДСТРУКТУРА БИОПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ Особенности познавательных процессов (памяти, внимания и др.) Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ - СОСТОЯНИЕ ИНДИВИДА, СОЗДАВАЕМОЕ ИСПЫТЫВАЕМОЙ ИМ НУЖДОЙ В ОБЪЕКТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЯСНОЕ ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, СОПРОВОЖДАЕМОЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ НАЛИЧИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО СОСТОЯНИЯ, ОРИЕНТИРУЮЩЕГО НА ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОСЛАБЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕВРАЩЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ РАНЕЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОВТОРНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КОГДА НУЖДА, ЛЕЖАЩАЯ В ЕЕ ОСНОВЕ, ВНОВЬ ДАЕТ О СЕБЕ ЗНАТЬ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ ПОТРЕБНОСТИ УВАЖЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ

МОТИВЫ - ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ ЕЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТИВЫ КАК СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОТИВАЦИЯ - СОВОКУПНОСТЬ МОТИВОВ, ПОБУЖДАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВА СИЛА ПОКАЗАТЕЛЬ НЕПРЕОДОЛИМОГО СТРЕМЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО СТЕПЕНИ И ГЛУБИНЕ ОСОЗНАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ И САМОГО МОТИВА УСТОЙЧИВОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО НАЛИЧИЮ МОТИВА ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПО СОХРАНЕНИЮ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ, ПО СОХРАНЕНИЮ ВО ВРЕМЕНИ

ВИДЫ МОТИВОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ - БИОЛОГИЧЕСКИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ - МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ - ИЗБЕГАНИЯ - АФФИЛИАЦИИ - ОТВЕРГАНИЯ - ВЛАСТИ ПО ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ - ПРЕДМЕТНЫЕ - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПО СТЕПЕНИ ОСОЗНАНИЯ - ОСОЗНАННЫЕ - НЕОСОЗНАННЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЛЕЧЕНИЯ УСТАНОВКИ ИНТЕРЕСЫ ЖЕЛАНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ВЛЕЧЕНИЕ - ИНСТИНКТИВНОЕ ЖЕЛАНИЕ, ПОБУЖДАЮЩЕЕ ИНДИВИДА ДЕЙСТВОВАТЬ В НАПРАВЛЕНИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ. УСТАНОВКА - ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТА К ВОСПРИЯТИЮ БУДУЩИХ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЯМ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ. ИНТЕРЕСЫ - МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ И ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЕЕ СКЛОННОСТЬ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЖЕЛАНИЕ - ОТРАЖАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ПЕРЕШЕДШИЕ В ДЕЙСТВЕННУЮ МЫСЛЬ О ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕМ-ЛИБО ОБЛАДАТЬ ИЛИ ЧТО-ЛИБО ОСУЩЕСТВИТЬ. СТРЕМЛЕНИЕ - ПЕРВИЧНОЕ ПОБУЖДЕНИЕ, ЧУВСТВЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ТЯГОТЕНИЕ К ЕЕ ОБЪЕКТУ.

ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову) Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИДЕАЛ Система взглядов на окружающую человека объективную реальность УБЕЖДЕНИЕ Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания

ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (по К.К. Платонову) Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься ИНТЕРЕСЫ ЖЕЛАНИЯ Специфическая познавательная направленность на предметы СКЛОННОСТИ Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения ВЛЕЧЕНИЯ Побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность