Наука и культура России в начале XX века
План: 1. Образование и наука. 2. Духовная жизнь России. 3. Новые течения в духовной жизни.
Образование и наука
Система образования Начальная школа Высшая школа Средняя школа Земские нач. школы Церковно-приходск. школы ВУЗы 1914 г. – более 100 ВУЗов Гимназии Реальные училища Коммерческие училища
Наука в начале XX века физика самолетостроение естественные науки химическая физика геохимия нефтехимия биохимия Новые научные дисциплины
Попов А.С. ( ) 1895 г. – создал радиоприемник. Его изобретение отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Крылов А.Н. ( ) Разработал теоретические основы увеличения защищенности судов.
Жуковский Н.Е. ( ) Внес вклад в развитие теории и практики самолетостроения.
Сикорский И.И. ( ) Создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Самолет нес до 0,5 т бомб, был вооружен 8 пулеметами, мог лететь на высоте до 4 км.
Павлов И.П.( ) Удостоен Нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности
Мечников И.И. ( ) Удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии.
Тимирязев К.А. ( ) Естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологии растений. Стал почетным доктором Кембриджского университета.
Космизмнаучное воззрение, сторонники которого верили в способность не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Федоров Н.Ф. ( ) Считал, что достижения науки позволят победить смерть и воскресить умерших, что человечество должно освоить космос и овладеть его ресурсами.
Циолковский К.Э. ( ) Мечтал о придании деятельности человечества подлинно космических масштабов, его расселении в других звездных мирах, новых этапах эволюции человечества. Нашел решения, касавшиеся принципов конструирования ракет.
Вернадский В.И. ( ) Разработал учение об эволюции биосферы (среды обитания человека) в ноосферу (сферу разума), организуемую на рациональных началах в соответствии с волей людей, деятельность которых приобретает планетарные масштабы.
Духовная жизнь России
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Первые десятилетия XX века в прозе и поэзии вошли в историю как СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.
Поэзия А.А. Ахматова ( ), О.Э. Мандельштам ( ), Н.С.Гумилев ( ), С.А.Есенин ( ) Тяготение к классическим традициям русской лирики и красоте художественного слова.
Изобразительное искусство Реализм Васнецов В.М. ( ) Репин И.Е. ( ) Суриков В.И. ( ) Нестеров М.В. ( )Импрессионизм Коровин К.А. ( ) Серов В.А. ( ) Борисов-Мусатов В.Э. ( ) Художники пытались запечатлеть реальный мир оригинальной игрой цвета и красок. Их работам свойственно ощущение свежести и легкости.
Васнецов В.М. ( ) Крещение Руси Аленушка
Репин И.Е. ( ) Запорожцы пишут письмо турецкому султану Не ждали
Суриков В.И. ( ) Взятие снежного городка Боярыня Морозова
Нестеров М.В. ( ) Град Китеж в лесах Великий постриг
Коровин К.А. ( )
Серов В.А. ( ) Портрет княгини Юсуповой Портрет Мики Морозова
Борисов-Мусатов В.Э. ( ) Весна Венки
Проза Критический реализм Критический реализм – направление в литературе, который предполагал обращение к насущным проблемам общества, попытку художественными средствами наметить их решения. Толстой Л.Н. ( ) Чехов А.П. ( ) Бунин И.А. ( ) Куприн А.И. ( )
М.Горькому ( ) и В.Г.Короленко ( ) оказались близки проблемы низов общества, людей бедных и обездоленных.
Л.Н.Толстой, разделявший, как и значительная часть русской интеллигенции, гуманистические воззрения, отрицал возможность «победить зло насилием». Он неоднократно выступал с публицистическими статьями, в которых призывал власти к проведению реформ.
«Вехи» Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (1909 г). Н.А.Бердяев ( ) С.Н.Булгаков ( ) М.О.Гершензон ( ) П.Б.Струве ( ) С.Л.Франк ( )
Осудили увлечение русской интеллигенции революционными идеями, материализмом и атеизмом, призвали ее к покаянию и переосмыслению своей роли в обществе. В качестве позитивной программы авторы «Вех» выдвигали обращение к нравственному совершенствованию личности на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Появление «Вех» вызвало острые дискуссии в обществе. Наиболее резкую критику по адресу их авторов высказывали марксисты, прежде всего В.И.Ленин.
Новые течения в духовной жизни
Причины возникновения новых течений в духовной жизни Быстрые перемены в образе жизни; Развитие науки и техники; Первая мировая война.
Основные течения в духовной жизни Живопись – модерн. Поэзия и проза – символизм. Для модерна и символизма свойственно внимание к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения. Авангард Живопись – абстракционизм. Литература – футуризм. Для авангарда характерны разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства.
Модерн Причины возникновения: Предчувствие грядущих потрясений и торжества нового; Желание уйти от традиционных эстетических норм.
Модерн (от фр. «современный») Зародился в конце XIX – начале XX в. Проявился в творчестве художников, входивших в группу «Мир искусства» (А.Н.Бенуа ( ), Е.Е.Лансере ( ), К.А.Сомов ( )), а так же к этому стилю тяготели М.А.Врубель( ) и К.С.Петров-Водкин ( ).
А.Н.Бенуа ( ) Итальянская комедия Выезд на охоту Эскиз костюма к балету «Петрушка»
Е.Е.Лансере ( ) Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Прогулка на молу
К.А.Сомов ( ) Автопортрет Фейерверк Портрет Блока
М.А.Врубель( ) Демон сидящий Роза Воскресение Розы и лилии
К.С.Петров-Водкин ( ) Селедка Купание красного коня Скрипка
Абстракционизм Характерные черты: Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич ( ) Б.М.Кустодиев ( )
В.В.Кандинский (1866 – 1944) Казаки Импровизация
К.С.Малевич ( ) Жница Суперматизм в контуре спортсменов супрематизм. Определял свое творчество как супрематизм.
Б.М.Кустодиев ( ) Масленица Купчиха, пьющая чай Автопортрет
Символизм Духовный двойник модерна в поэзии и прозе. декаданс Его проявлением в России принято считать стиль декаданс. Отличается пессимизмом, уходом от существующей реальности, меланхолией.
Наиболее яркие представители декаданса: К.Д.Бальмонт ( ); А.Белый ( ); А.А.Блок ( ); В.Я.Брюсов ( ); З.Н.Гиппиус ( ); Д.С.Мережковский (1866 – 1941); Ф.К.Сологуб ( ). А.Белый А.Блок К.Бальмонт В.Брюсов Д.Мережковский Ф.Сологуб
Футуризм Отвергали классические формы стихосложения, стремились шокировать публику нетрадиционными названиями своих работ – «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах».
Наиболее яркие представители футуризма Д.Д.Бурлюк ( ); В.В.Хлебников ( ); В.В.Маяковский ( ). Д.Бурлюк В.Маяковский В.Хлебников
Музыкальная жизнь Н.А.Римский-Корсаков ( ); А.К.Глазунов ( ); И.Ф.Стравинский ( ); С.В.Рахманинов ( ); А.Н.Скрябин ( ); С.С.Прокофьев ( ). И.СтравинскийС.Прокофьев А.Скрябин Н.Римский-Корсаков
Русский театр Московский Художественный театр. Основан К.С.Станиславским (1863 – 1938) и Вл.И.Немировичем-Данченко (1858 – 1943). С большим успехом шли пьесы отечественных драматургов. К.С. СтаниславскийВ.И.Немирович-Данченко
Мастера исполнительского искусства Ф.И.Шаляпин ( ) певец; А.П.Павлова ( ) балерина; В.Ф.Комиссаржевская ( ) драматическая актриса. В.Ф.КомиссаржевскаяА.П.Павлова Ф.И.Шаляпин
«Русские сезоны» Организованы в 1907 – 1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С.П.Дягилевым ( ). Дягилев и Стравинский