ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
ЦЕЛИ: Провести исследование философии эпохи Возрождения и определить её влияние на развитие философии в целом.
ЗАДАЧИ: Изучить, обобщить и сделать анализ основных положений философии Ренессанса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) Поисковый; 2) Аналитический.
Основные черты философии Ренессанса: 1) антропоцентрическое мышление (человек является центром и высшей целью); 2) философия носит гуманистический характер; 3) прометеизм (человек как сотворец мира, сотрудник Бога)
Представители философии Ренессанса:
Николай Кузанский ( Кребс) ( 1401 – 1464) « Бог во всём и все в Боге»
Главные проблемы его философии отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир. Согласно Николаю Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде.
Джордано Бруно ( 1548 – 1600) «Мир прекрасен, ибо он божественен!»
БРУНО (Bruno) Джордано ( ), итальянский философ- пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов.
Николо Макиавелли (1469 – 1527) «Сначала жить, потом философствовать!»
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3 мая 1469, Флоренция 22 июня 1527, там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. В последующие несколько лет он написал поэму «Золотой осел» (1549), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), комедию «Мандрагора» (третье ее издание появилось в 1524), трактат «О военном искусстве» (1521), «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (1532). В 1520 Макиавелли начал писать «Историю Флоренции» (1532), в 1525 первые восемь книг этого произведения были преподнесены его заказчику, папе Клименту VII. * * *
Томас Мор ( ) «Рай на земле возможен!»
МОР Томас (More) (7 февраля 1478, Лондон 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). В сочинении «Утопия» (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия, Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд обязанность всех, распределение происходит по потребности.
Эразм Роттердамский ( ) «Необходимо создать философию Христа»
Эразм Роттердамский (гравюра на меди)
Эразм Роттердамский «Наставление христианского государя» (титульный лист)
Иоганн Экхарт ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн (Мейстер Экхарт, Meister Eckhart) (ок ок. 1327), монах-доминиканец, основатель немецкого мистицизма.
АГРИППА (Agrippa) Неттесгеймский, Генрих Корнелий ( ), немецкий гуманист, неоплатоник. В сочинении «О сокровенной философии» изложил учение о магии, основанное на представлении о взаимосвязи всех вещей. * * *
БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561, Лондон 9 апреля 1626, Хайгет), английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма.
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.
« Человек – это великое чудо!» ПИКОДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463, Мирандола, 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе.
«Надо любить Бога во всех вещах» ФИЧИНО (Ficino) Марсилио ( ), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии вв.
Заключение: Основное значение эпохи Ренессанса – это ломка старых, религиозных представлений о природе, обществе и человеке. Наибольшим достижением эпохи Возрождения считается появление антропологизма, когда человека стали рассматривать как творца мира культуры, а не как пассивного потребителя. Человеческая личность впервые берёт на себя божественные функции. Не Бог, не Судьба, а человек – центр Вселенной. Он – цель всего творения. Это был революционный переворот в сознании.