Универсальные учебные действия в системе общего образования Развитие личности в системе образования идёт через формирование универсальных учебных действий; Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Термин «УУД» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Функции УУД включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любом предмете.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют 4 блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
В блок регулятивных действий включаются: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?» ; планирование прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль - обнаружения отклонений и отличий от эталона: «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения»; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;
В блоке универсальных действий познавательной направленности выделяются формулирование познавательной цели; моделирование объекта умение осознанно и произвольно строить свою речь в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации (работа со словарём, посещение библиотеки); понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия обеспечивают : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение встраиваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь определять цели, функций участников, способы взаимодействия; управление поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; умение достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями общения; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и …зарабатывать»