Политическая система СССР в 30-е годы.
Задачи: - рассмотреть виды политических режимов; - определить политический режим, существовавший в СССР в 30-е годы; - познакомиться с политической жизнью страны в 30-е годы и личностью Сталина; - оценить политику репрессий; - выяснить, что нужно делать для того, чтобы не допустить складывания антидемократического режима в России; - продолжить развитие речи и логического мышления.
Виды политических режимов: Демократический - свобода слова и печати; - многообразие партий; - демократические выборы; - неприкосновенность личности и частной собственности. Антидемократический - отсутствие политических свобод; - однопартийность; - сращивание государственного и партийного аппарата; - репрессии против личности; - контроль над населением.
Тоталитаризм (лат. totalis - всеобщий) – разновидность антидемократического режима, характеризующаяся всеобщим контролем государства над населением.
Роль идеологии К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. Изменениями подверглась система образования. Контроль за СМИ. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным. Репрессии против церкви. Сбрасывание колоколов с храмов и переплавка их для нужд индустриализации. Контроль за деятельностью интеллигенции. Был создан единый Союз советских писателей, во главе с М. Горьким резерв и помощник партии. (младшие школьники вступали в октябрьскую и пионерскую организацию). С 14 лет молодёжь была объединена в единую организацию – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи ВЛКСМ- резерв и помощник партии. (младшие школьники вступали в октябрьскую и пионерскую организацию).
Роль партии в жизни государства члены ВКП(б) занимали все государственные посты; ВЦИК не мог принять ни один закон без Политбюро; партийная символика (красное знамя и гимн «Интернационал») стала государственной; внутри партии все вопросы решало Политбюро; идеология партии (марксизм-ленинизм) стала государственной.
Культ личности – возвеличивание исторической роли одного человека генеральный организатор Октября; создатель Красной Армии; выдающийся полководец; вождь мирового пролетариата; «отец народов»; великий стратег пятилетки; «лучший друг советских детей». «…Он – учитель Вселенной» (казахский поэт Джамбул)
Репрессии 7 августа 1932 года принимается закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов» («о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел). Особое совещание С ноября 1934 г. было образовано Особое совещание, которое в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката имело административное право отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет. 1 декабря 1934 года в связи с убийством первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М. Кирова начинаются массовые репрессии по политическим делам. От 7 апреля 1935 г. – постановление: с 12-ти лет несовершеннолетних, уличённых в совершении преступления, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания, включая смертную казнь.
Репрессивный аппарат НКВД ГПУГУЛАГ Особое Совещание Секретный отдел НКВД Государственное политическое управление Главное управление лагерей и мест заключения Народный комиссариат внутренних дел
Показательные судебные процессы: 1936 год 1936 год – суд над Зиновьевым и Каменевым (их обвинили в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть). Расстреляли год 1937 год – суд над высшим офицерским составом, во главе с маршалом Тухачевским. Расстреляли год 1938 год – суд над Рыковым и Бухариным. Расстреляли.
Только в высшем руководстве армии были уничтожены: из 5 маршалов –3; из 5 командиров I ранга -3; из 10 командиров II ранга – 10; из 57 командиров корпусов – 50; из 186 командиров – 154; из 16 армейских комиссаров I и II ранга -16; из 26 корпусных комиссаров – 25; из 64 дивизионных комиссаров – 58; из 456 командиров полков – 401. Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. командиров Красной Армии.
НКВД, Был создан НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. августе 1940 г. В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике был убит Троцкий. Жертвами сталинского режима стали деятели белого движения, монархической эмиграции. В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей гг 3,8 млн. человек В гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек.
Строительство Беломорско - Балтийского канала, судоходного канала, который соединил Белое и Балтийское море.
Храня подспудных лет накал, Течет из прошлого запиской Передо мной живой канал… А.Мальцева А.Мальцева
Конституция (сталинская) 5 декабря 1936 года (принята VIII Всесоюзным съездом Советов) Верховный Совет СССР – высший руководящий орган страны, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР – высший руководящий орган страны, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Исполнительная и законодательная власть принадлежала – Президиуму Верховного Совета СССР(в составе СССР было закреплено 11 союзных республик). Исполнительная и законодательная власть принадлежала – Президиуму Верховного Совета СССР(в составе СССР было закреплено 11 союзных республик). ВКП(б) – руководящее ядро общества; ВКП(б) – руководящее ядро общества; марксизм- ленинизм - государственная идеология; марксизм- ленинизм - государственная идеология; окончание строительства социализма; окончание строительства социализма; основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, равное прямое избирательное право). основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, равное прямое избирательное право).
Национальная политика Ужесточилась национальная политика. Особенно проявилось в мусульманских районах страны. Закрывались мечети. В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. Фактическое признание русского языка государственным языком СССР преследовало не только идеологические цели. Оно создавало условия для межнационального общения, облегчало жизнь в национальных республиках населения.
Сталинские репрессии обрушились на Красную Армию, потому что: А) в армии были сильны сторонники Троцкого; Б) армейские кадры противились мерам по механизации армии, опираясь на опыт Гражданской войны; В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.
Репрессии 30-х годов были направлены против «ленинской гвардии», так как она: А) отрицательно относилась к личности Сталина и его методам строительства социализма; Б) поняла, что строительство социализма – неосуществимая мечта; В) пыталась осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности генсека.
Какой итог был законодательно закреплен в «сталинской» Конституции СССР? А) Завершение реконструкции народного хозяйства. Б) Построение в СССР основ социализма. В) Построение в СССР развитого социализма.
Таким образом, СССР в 30-е годы являлся тоталитарным государством с республиканской формой правления, мощным репрессивным аппаратом, где отсутствовали демократические права и свободы, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.
«…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» К. Ясперс «Смысл и назначение истории» К. Ясперс «Смысл и назначение истории» «…нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что это действительно происходило…» К. Ясперс «Смысл и назначение истории» К. Ясперс «Смысл и назначение истории»
Домашнее задание: Параграф:25, ответить на вопросы на стр.187. Выучить новые понятия и даты.