Тема: Языковой паспорт говорящего.
Понятие о языковом паспорте Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создаёт о себе своей речью.
Это важно! Соблюдение правил речевого этикета создаёт благоприятный языковой паспорт человека.
По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла его большая часть жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека.
Речевое поведение - «визитная карточка человека в обществе». Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека.
Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.
Речь выступающего находится в центре внимания слушателей, они наблюдают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления. Необходимо работать над культурой своей речи: слушатели, заметив речевые ошибки выступающего, сразу начинают меньше ему доверять.
Коммуникативные качества речи: правильность (владение нормами литературного языка); выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории);
Коммуникативные качества речи: ясность (обеспечивает адекватное понимание сказанного); точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением); уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории)
Если речь может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна. Человеку с благоприятным языковым паспортом доверяют в большей степени.
Практическая часть. Работа с текстом Необходимо выразительно прочитать рассказ «Незнакомка» и ответить на вопросы:
ВОПРОСЫ: 1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы? 2. Какого он был мнения о ней сначала? Почему? 3. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? 4. Какая она, по его мнению? 5. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. 6. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила?