Одухотворенность природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел трепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье. Е.Баратынский
Рассказ о Насте
Рассказ о Митраше
Какими были отношения между сестрой и братом?
Куда и зачем собрались идти дети? Как они готовятся к походу? О чем думают дети? Почему не прислушиваются друг к другу?
У Лежачего камня Как описывает утро М.М. Пришвин? (учебник стр )
…могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы… …сюда слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.
Видят ли красоту природы Настя и Митраша? Почему?
Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. Солнце, такое горячее и чистое, вышло…
Каково поведение птиц?
История – притча о сосне и ели Учебник стр. 39
Какова жизнь у сосны и ели? Кто и почему устроил им такую жизнь? Как называется прием, когда неодушевленные предметы описываются как живые существа?
Как живые существа в лесу воспринимают рёв сосны и ели?
Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? Почему Пришвин выбирает сосну и ель, а не сосну и березу? Какой ветер мешает жить людям? Случайно ли ссоре Насти и Митраше предшествует история притча о сосне и ели?
М.М. Пришвин предупреждает: Человек очень близок природе. Он отражается в ней со своими добрыми и злыми намерениями.
Описание природы у М.Пришвина имеет определённый ритм. С тех пор, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.
1. Выразительное чтение наизусть истории-притчи о сосне и ели. 2. На выбор: Путь Насти. Путь Митраши.