ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ «Диагностика склонности и предрасположенности несовершеннолетних к употреблению ПАВ»
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ «психодиагностика» - (psyche – душа; diagnostikos – способный распознавать) – способность распознавать душу Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально- психологических особенностей личности с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п. ПРЕДВОРЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭКСПЕРТНАЯ ФУНКЦИЯ
Методы выявления лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами 1. Лабораторные методы: экспресс-тесты на наркотики наркологическая экспертиза 2. Общие признаки употребления ПАВ 3. Специфические признаки употребления 1. Производных конопли 2. Опиатных наркотиков 3. Психостимуляторов 4. Галлюциногенов 5.Снотворно-седативных препаратов 6. Летучих веществ наркотического действия ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Экспресс методы диагностики ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ -Опиатные наркотики (все производные, в т.ч. морфин, метадон и героин) -Кокаин -Тетрагидроканнабиол (алкалоид конопли) - на упаковке написано THC -амфетамин (фенамин)
Общие признаки употребления ПАВ Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки. Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения. Отрешенный взгляд.. Часто - неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков». Осанка чаще сутулая.. Невнятная, «растянутая» речь. Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта. Явное стремление избегать встреч с представителями властей. Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы. После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги. Следы уколов наркоманы обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, а вообще-то наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами. Часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато багровые тяжи по ходу вен. ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Производные конопли ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли, которую также называют «марихуана». Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли («анаша», «гашиш», «план» или «хэш» - жаргонное название)
Специфические признаки употребления препаратов конопли Опьянение небольшими и средними дозами характеризуется: -расширением зрачков -сухостью во рту -покраснением лица, губ и склер глаз -опьяненные подвижны, динамичны, много смеются, решения принимают легко и бездумно, речь часто ускоренная, многословная, торопливая и нечеткая -повышенный «зверский» аппетит -к концу опьянения появляется выраженная сонливость. Опьянение большими дозами характеризуется: -лицо опьяненного может быть бледным,зрачок - узким, губы – сухими -человек довольно вял, заторможен, погружен в себя, говорит «заплетающимся языком», движения неуклюжие и размашистые -отчетливый запах конопли. ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Опиатные наркотики - морфин - кодеин - героин - метадон ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Специфические признаки употребления опиатов 1. Необычная сонливость в самое неподходящее время. 2. Замедленная растянутая речь. 3. Человек необычно добродушен, покладист, сговорчив и предупредителен. 4. Производит впечатление крайне рассеянного или задумчивого. 5.Засыпая, может забыть о сигарете, которая горит у него в руке и выронить ее либо обжечь руку. 6. Стремится уединиться, лучше в отдельной комнате. 7. Зрачок (крайне важный признак!) в это время необычно узкий и совершенно не расширяется в темноте, поэтому при сумеречном освещении острота зрения заметно снижается. Кожа бледная, сухая и теплая. 8. Болевая чувствительность снижена. 9. Его тяжело уложить спать «по нормальному» - то есть в кровать с выключенным в комнате светом - до поздней ночи (до 2-4 часов ночи). ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Психостимуляторы ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Кокаин Эфедрин Фенамин Первитин «Экстази»
Специфические признаки употребления психостимуляторов ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Во время опьянения «шустряк» - необычайное оживление, движения порывистые, резкие, быстрое выполнение всех дела, не могут ни минутки посидеть на месте расширенные зрачки, сухая кожа, очень частый пульс и (если это возможно проверить) повышено кровяное давление иногда случаются приступы стереотипных движений После того, как опьянение прошло -вялость, замедленность реакций, пульс остается частым -раздражительность, настроение снижено, наркоманы тревожны, насторожены
Галлюциногены Грибы рода Psilocybe и Conocyb ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) РСР (фенциклидин) ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Специфические признаки употребления галлюциногенов в состоянии опьянения наркоманы слишком привлекают к себе внимание: бредят, совершают нелепые поступки физическая абстиненция не слишком заметна ! Диагностика злоупотребления галлюциногенами очень сложна ! ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Снотворно-седативные препараты производные барбитуровой кислоты (барбитураты) типа барбамила, фенобарбитала, циклобарбитал и т.д. бензодиазепины - феназепам, радедорм, реланиум, элениум; препараты других химических групп - имован, донормил ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Специфические признаки употребления снотворно-седативных препаратов ! Картина опьянения снотворными примерно напоминает алкогольное ! зрачки обычно расширены, кожа бледная (а не красная, как у алкоголиков), частота пульса повышена координация движений резко нарушена, внимание неустойчивое, речь «заплетающаяся», невнятная, излишне громкая через 2-4 часа наркоманы становятся вялыми, сонливыми и затем могут заснуть. Сон длится недолго (тоже 2-4 часа). После пробуждения так же болит голова, ощущается слабость и недомогание. Настроение у них снижено, они раздражительны и угрюмы. Кончается все поиском очередной дозы снотворного или спиртного. ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Летучие наркотически действующие вещества бензин разнообразные растворители препаратов бытовой химии бытовой горючий газ растворители входящие в состав клеев ………. ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Специфические признаки употребления ЛНДВ возраст - от 10 до 14 лет. вызывающее поведение от волос или одежды запах растворителя, ацетона или бензина При систематическом употреблении -заметно отставание в умственном развитии - кожа землистого оттенка, переносица и веки несколько отечны, волосы и ногти сухие и ломкие ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Предрасположенность к употреблению ПАВ (биологические факторы риска) Склонность к употреблению ПАВ (социально-психологические, индивидуально-психологические)
Предрасположенность к употреблению ПАВ – это возможность проявления тяги к злоупотреблению ПАВ при наличие соответствующих условий, при НЕ сформированном мотиве. К биологическим факторам риска наркотизации относятся: - патология беременности - осложненные роды - употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности - тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста - сотрясения мозга (особенно многократные) - наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наркоманий и алкоголизма - нервно-психические расстройства в детстве (снохождение, энурез, судорожные припадки и др.) ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Склонность к употреблению ПАВ -подразумевает под собой МОТИВИРОВАННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ, внутреннюю психологическую готовность к наркотизации. Основные факторы риска наркотизации в младшем школьном возрасте: -негативная Я-концепция ребенка (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач) сформировавшаяся под влиянием неадекватной оценки взрослыми личности ребенка; -усвоение наркогенных паттернов поведения в результате подражания негативным моделям; -несформированность дифференцированных нравственных критериев и норм поведения; -недостаточная развитость коммуникационных навыков, что затрудняет процесс адаптации в школе и социализации в целом; -неумение или невозможность, из-за давления со стороны взрослых, проявить инициативу; -неуспешность в учебной деятельности, школьная дезадаптация ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Факторы наркотизации в подростковом возрасте Социально-психологические факторы риска: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ отсутствие мотивации к обучению академическая неуспеваемость нарушение дисциплины нарушение взаимоотношений с администрацией, учителями одноклассниками наблюдение за учениками школы, употребляющими наркотики ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШНИЙ СО СВЕРСНИКАМИ межличностные конфликты в среде сверстников одобрение друзьями наркотизации изоляция взаимодействие с асоциальной группой сверстников, нарушение социальных норм и правил совместно с группой друзей ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: семейные традиции изменять своё психическое состояние при помощи ПАВ или разрешать семейные конфликты при помощи наркотизирующих веществ отсутствие семейных традиций хаотичный уклад семьи воспитание одним из родителей или профессиональная занятость одного из родителей психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников гипоопека или гиперопека отсутствие эмоциональной близости с родителями, особенно с матерью родители заботятся в основном о материальном обеспечении ребенка недружная семья, открытые конфликты м/у родителями или м/у родителями и детьми завышенные ожидания родителей, особенно матери к академическим успехам ребенка ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Индивидуально-психологические факторы риска наркотизации: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА нестабильность отношений с окружающими избегание решения проблем высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей склонность к обвинениям эгоцентризм агрессивное и неуверенное поведение появление социофобий ориентация на слишком жесткие формы и требования перфекционизм нетерпимость и нетерпиливость гиперактивная беспомощность внушаемость, комформость, пассивность, личный опыт проб ПАВ низкий самоконтроль поведения инфантильность склонность к рискованному поведению ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА низкая фрустрационная толерантность или однотипный способ реагирования на фрустрации и трудности быстрое возникновение депрессии и тревоги постоянное пребывание в стрессовом состоянии выработка гедонистических установок преувеличение негативных позиций и минимизация позитивных, как следствие снижение самооценки, непринятие обратной связи страхи (несоответствующие возрастным страхам) неспособность адекватно выражать свои чувства МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА высокая потребность в поисках ощущений блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной групп блокировка временной перспективы
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА аффективная логика селективная выборка ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА акцентуации характера ( неустойчивые, т.к. превалирует гедонистическая установка «рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, празности, безделию; эпилептойдные; гипертимные; истероидные типы акцентуаций) Я – КОНЦЕПЦИЯ стремление к самоутверждению сниженная или нестабильная самооценка (комплекс Я – недостаточно хорош, неуверенность в себе, ощущение собственной незначительности) ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Способы получения психодиагностической инфо ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Наблюдение поведенческие реакции, психические проявления, диагностируемые с помощью наблюдения в реальных жизненных или специально смоделированных ситуациях Беседа и опросники информация, полученная от самого обследуемого, т.е. Субъективные представления о самом себе Экспериментальные исследования и тесты выявление не только осознаваемых личностью переживаний, но и неосознаваемогосодержания сознания и ведущих установок ДИАГНОЗ
Принципы психодиагностики Добровольности Конфиденциальности Конкретности Целостности Количества Комплексности Формализации Безоценочности Выявления индивидуальности Отказа от заочного диагностирования Отказа от диагностики близких ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Младший школьный возраст (6/7-10/11 лет) – / - / опросники и традиционные беседы / + / проективные тесты и приемы. Диагностические методы: Эмоциональный аспект развития 1. Опросник жалоб ребенка (К. Хек, Х. Гесс и Э Шварц, Германия, 1978, перевод С.А. Кулакова 1990) 2. Цветоассоциативная процедура для анализа эмоциональных состояний и потребностно-мотивационной сферы и картины мира ребенка (А.М. Парачев, 1998) 3. Тест фрустрации Розенцвейга Когнитивный аспект развития: 4. Методика мотивации к обучению С.Т. Посоховой 5. Модифицированный вариант теста Векслера Поведенческий аспект развития: 6. Методика 12 PF (Р.Б Кэттелл и Р.В. Коаном) 7. Тест «Несуществующее животное» 8. Методика диагностики саморегуляции «Раскрашивание кружков» Методы психодиагностики склонности к употреблению ПАВ
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Акцентуации характера Патохарактеролог ический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко, Н. Я. Иванова Тип акцентуации характера: Гипртимный; Эпилептоидный; Неустойчивый и др. Иванов Н.Я. Личко А.Е. Патохарактерологически й диагностический опросник для подростков. – СПб, Эмоциональные свойства личности Шкала самооценки Спилбергера-Ханина Реактивная тревога; Личностная тревожность Психологическая помощь и консультирование в практической психологии // Под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб, Подростковый возраст (11/12-15/16 лет) / - / высокая тревожность и психологический дискомфорт свойственные возрасту / + / опросники и традиционные беседы проективные тесты и приемы.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Эмоциональные свойства личности Опросник Р. Кэттелла Факторы: С – эмоциональная стабильность; Н – смелость; I – чувствитель-ность; L –подозритель-ность; О – тревожность; Q 4 – внутренняя напряженность Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. – СПб., Эмоциональные свойства личности Личностный опросник А. Джерсайлда Эмоциональные состояния: Одиночество; Бессмысленность существования; Свобода выбора;Половой конфликт; Враждебный настрой; Расхождение между реальным и идеальным Я; Свобода воли; Безнадежность,Чувство неприкаянности Немов Р. С. Психодиагностика Введение в научное психологическое исследование. – М., 1999.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Эмоциональные свойства личности Анкета «Прогноз» А. Л. Зюбана, Ю. А Баранова Уровень нервно-психической неустойчивости Практикум по физиологии военного труда. – Л., Эмоциональные свойства личности Шкала оценки значимости эмоций Б. И. Додонова Эмоции: Альтруистические Коммуникативные Глорические Праксические Пугнические Роминтические Гностические Эстетические Гедонистические Акизитивные Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Коммуникативны е свойства личности Опросник Р. Кэттелла Факторы:Н – смелость; А – общительность; Е – доминантность; F – беспечность; N –дипломатичность- Q 2 – самостоятельность Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. – СПб., Коммуникативны е свойства личности Методика Т.Лири Авторитарный; Эгоистичный; Агрессивный; Подозрительный; Подчиняемый; Зависимый; Дружелюбный; Альтруистический Q 2 – самостоятельность Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. – М., Вып. 3.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Коммуникативные свойства личности Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) Тип отношения родителей к подростку: Позитивный интерес; Директивность; Враждебность; Автономность; Непоследовательность Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подротски о родителях» и ее практическое применение. – СПб., Интеллектуальные свойства личности Опросник Р. Кэттелла Факторы: В – интеллектуальность; М – мечтательность; Q 1 – ориентация на новое Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. – СПб., 2001.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Интеллектуальные свойства личности Краткий отборочный тест Вандерлика Уровень общих способностей Бузин В. Н. Краткий отборочный тест. – М., 1992 Свойства самоконтроля и саморегуляции Опросник Р. Кэттелла Факторы: G – добросовестьность; Q 3 – дисциплинированность Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. – СПб., Свойства самоконтроля и саморегуляции Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Общая интернальность; Интернальность в области достижений; Интернальность в области неудач; Интернальность в семейных отношениях; Интернальность в области производственных отношений; Интернальность в области межличностных отношений; Интернальность в отношении здоровья и болезни Бажин Е Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М Опросник уровня субъективного контроля (УСК). – М., 1993
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Потребности Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана Уровень потребности в ощущениях Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, Чувство риска Опросник «Готовность к риску» В. Шуберта Уровень готовности к риску Котик М. А. Психология и безопасность – Таллин, Чувство риска Методика «Колючка» С. Т. Посоховой, А. В. Гридина Способность рисковать Психологическая помощь и консультирование в практической психологии // Под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб, 1999.
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Факторы риска Методика, автор Регистрируемые показатели Публикация Я-концепция Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева Закрытость; Самоуверенность; Саморуководство; Отраженное самоотношение; Самоценность; Самопринятие; Самопривязанность; Внутренняя конфликтность; Самообвинение Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. – М., 1993
Аппаратные методы диагностики склонности к употребления ПАВ Достоинства _____ Недостатки Примеры аппаратных методов диагностики и коррекции в рамках профилактической деятельности ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ