Бурцева Т. П. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сахарозаводская СОШ»
Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы усвоите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием. Нашими помощниками будут Сова – хранительница орфограмм Весёлая белка
Нам предстоит Заглянуть в сундук с орфограммами Выполнить тренировочные упражнения Познакомиться с ГИА Научиться находить корни с чередованием
Ребята, расскажите орфограмму о правописании буквы А-О в корнях с чередованием В корнях с чередованием А-О пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А- Молодцы!
Не сеют, не сажают, А сами выр..стают. Меня били, колотили, Мыли, сушили, потом сшили и на стол пол..жили. -Найдите слова с чередующимися гласными, объясните их написание. Работа с загадками Молодцы!
Хитрая Ира, Ира-проныра, В прятки она обожает играть, В словах, где бер-бира, пер-пира, тер-тира, Спряталась хитрая Ира опять. В словах, где мер-мира, а также дер-дира, Будем противную Иру искать!? Хитрая Ира!!! Молодцы!
-бер – бир- -мер – мир- -дер – дир- -мер – мир- -тер – тир- -пер – пир- Назовите корни с чередованием Молодцы!
Ребята, расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А- Молодцы!
Отд..раю, зап..реть, прот..рать, вим..рли, перед..реть, зад..роется, ум..нло, уд..роет, соб..ралли, раст..реть, дот..раю, ум..рать, оп..греться, уп..роется, ут..реть.
Отдираю, запередь, протирать, вимерли, передереть, задироется, уменло, удироет, собиралли, растереть, дотираю, умирать, опередься, упироется, утереть. Молодцы!
1. В каком глаголе пишется -Е-? а) отп_рать в) зам_реть б) заст_лать г) заж_гать 2. В каком глаголе пишется -Е-? а) пост_лить в) отбл_стать б) изб_рать г) прод_драться 3. В каком глаголе пишется -Е-? а) расст_латься в) отм_рать б) выд_ру г) раст_рать 4. В каком глаголе пишется -И-? а) забыл_стать в) подп_рать б) (всё) зам_нло г) подст_лить
1 – в 2 – а 3 – б 4 – в Молодцы!
ГИА – это государственная (итоговая) аттестация учащихся по русскому языку (экзамен), которая проводится в 9 классе. Тема «Е-И в корнях с чередованием» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть ещё время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу ГИА
1. Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. «Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла» (Андерсен Г.Х) замерла Молодцы!
2. Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собидраться на родину» (Андерсен Г.Х) собидраться Молодцы!
3. Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, пробираясь к лесу» (Андерсен Г.Х) пробираясь Молодцы!
4. Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. «Глаза у этой собак словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку» (Андерсен Г.Х) расстели Молодцы!
5. Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. «- Что это за сборище у свиных закуток? – спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!» (Андерсен Г.Х) протирая Молодцы!
Лингвистическая игра «Кто быстрее»
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - У меня есть вопросы - Мне надо ещё раз всё повторить
Домашнее задание 1. Выучить правило на стр. 201, параграф. 75; 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. Серый зайка уд..роет, сердце в пятках зам..роет. Мимо елки и осинки он блистательно бежит, вып..роет виражи. Обжигает ветер ушки! Скок-поскок- беглец избушке. Зап..рай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь. 3. Синтаксический разбор 1-го предложения.