Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение в продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск.
I стадия«Вызов» ( пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) II стадия «Осмысления» (получение новой информации). III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
Учащиеся: Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Роберт Бустром «Рефлексия – особый вид мышления…Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысления Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Информационная(приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса
Инсерт Кластер Мозговой штурм Кластер Ролевая игра Синквейн Свободное письмо Толстый и тонкий вопросы Перепутанные логические цепи Зигзаг «Двухчастный дневник» «ЗХУ» «Продвинутая лекция» Взаимоопрос «Карусель» Перекрёстная дискуссия Кубик
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Посредине чистого листа - ключевое слово – «сердце» текста Вокруг слова, предложения – идеи, факты, образы, подходящие для этой темы (модель «планета и ее спутники») Слова соединяются с ключевым понятием, устанавливаются логические связи
Дать волю воображению и интуиции Продолжать работу, пока идеи не иссякнут Построить много связей Не следовать по заранее определенному плану
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы): 2. 1 этап – мозговой штурм (идеи) 2 этап – систематизация, оформление в кластер 3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. 3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера