ТРАКТОВКА И ОТРАЖЕНИЕ В СТАНДАРТАХ Образование, ориентированное на компетенции
Содержание Подход к образованию, основанный на компетенциях Элементы компетенций Видология знаний на современном этапе Постановка образовательных целей в свете образовательных стандартов нового поколения Выбор педагогических технологий в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения Реализация междисциплинарных связей в учебном процессе
История становления Ориентированное на компетенции образование (competence-based education – CBE) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Isaeva T.E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence – Based approach to its Structure//Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. – Ростов-на-Дону, 2003.
Три этапа становления СВЕ-подхода в образовании Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуются использованием категории компетенция/ компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993, 1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
Понимание А.К. Маркова выделяет четыре блока: профессиональные (объективно необходимые) знания; профессиональные (объективно необходимые) умения; профессиональные психологические позиции, установки, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями»
ВИДОЛОГИЯ ЗНАНИЙ Вид знаний Ключевые вопросы ИНФОРМАЦИОННЫЕ Что? Кто? Где? Когда? ПРОЦЕДУРНЫЕ Как? Каким образом? ОЦЕНОЧНЫЕ Зачем? Почему? Какова роль и значение данного явления? РЕФЛЕКСИВНЫЕ Почему это важно для меня? И П О Р
Структура компетенции
Профили компетенций
Элементы компетенций – виды знаний Элементы компетенций Виды знаний Теоретические знания Умения и навыки Психологические установки Личностные качества Алгоритмы эффективной деятельности Способы и механизмы саморазвития Способы и механизмы внедрения новых форм деятельности И ИП ОР ОПР ОПР П ОР Р рефлексивные О оценочные П процедурные И информационные
Уровни анализа компетенций Изучение перечень компетенций в стандартах НПО, СПО и ВПО Общекультурные (общие) Профессиональные Построение матрицы компетенций
Компетенции – содержание элементов Компетенция Элементы компетенции ТЗУНЛКПУ Способен преподавать правовые дисциплины Содержание обучения Формы, методы организации обучения Средства обучения Технологии обучения Построение урока Организация диагностики Планирование Проектирование Выбор средств и методов обучения Подготовка и использование материалов для диагностики Эмпатия Доброжелательность Аутентичность Готовность к педагогической деятельности Готовность к педагогическому мышлению Установка на повышение эффективности своего труда Установка на сотрудничество с коллегами ПОСМССМВНФД Проведение занятий разного типа Проведение внеурочных мероприятий Установка на профессиональный рост Установка на повышение квалификации и профессиональное развитие Ориентация на изучение профессиональной литературы и Интернет-Ресурсов Ориентация на изучение передового педагогического опыта
Требования к организации обучения Модульная структура программы с возможностью построения индивидуального образовательного маршрута Разнообразная видология знаний Технологии обучения, ориентированные на студентов Большой объем самостоятельной деятельности студентов Формирующее оценивание
Педагогические технологии
Постановка целей: общие требования Цели ориентированы на студентов Цели сформулированы в категориях деятельности Цели соответствуют требованиям стандартов профессиональной деятельности Цели соответствуют требования постановки целей SMART
Требования smart
Постановка целей
Принцип построения модульной программы П М М М М Построение содержания обучения Программа обучения Модули Учебные элементы
Теоретические знания Умения и навыки Психологические установки Личностные качества Алгоритмы эффективной деятельности Способы и механизмы саморазвития Способы и механизмы внедрения новых форм деятельности Принцип построения модульной программы Модуль Учебные элементы Формируемая компетенция
Педагогические технологии, реализующие новые стандарты ТРКМ Модульная технология Проектная технология Кейс- технологии Технология работы в малых группах Дистанционные технологии Формирующее оценивание Тренинги Коучинг
Междисциплинарные связи Формирование алгоритмов деятельности; Формирование общей системы теоретических знаний; Формирование умений и навыков, важных с точки зрения профессиональной деятельности Формирование психологических установок; Формирование личностных и профессиональных качеств; Формирование умения учиться; Направленность на саморазвитие