Учитель истории Батракова О.В.
Результаты формирования исследовательских умений учащихся: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Действия: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Основная идея: организация активной учебно- познавательной деятельности учащихся на основании деятельностного подхода.
Сущность: Учебно-исследовательская деятельность это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Цель исследовательской деятельности: самостоятельное получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от обычной учебной деятельности. поиск новых методов и способов деятельности, а также отработка умений и навыков их использования.
Особенность исследовательской деятельности: базируется на исследовательских способностях личности, причем как ученика, так и учителя. Исследовательские способности: умение видеть проблему; умение вырабатывать гипотезу; умение наблюдать; умение проводить эксперимент; умение давать определение понятиям и другие.
Основные принципы: принцип доступности; принцип естественности; принцип экспериментальности; принцип культуросообразности; принцип самодеятельности.
Этапы «полного акта мышления» (Джон Дьюи): ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение возможного замысла ее решения; формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения; последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение.
Этапы исследования: Мотивация или создание проблемной ситуации. Исследование. Обмен информацией. Организация информации. Связывание информации. Подведение итогов, рефлексия. Применение.
Основные условия эффективности: 1. Добровольное желание в проведении исследования. 2. Возможность провести исследование. 3. Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика).