«И в ущельях твоих будут живы всегда его лиры могучей аккорды….»
Цели урока: 1. Продолжить работу над формированием умения анализировать лирическое произведение ( на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова): 2. Воспитание патриотизма на примере жизни и творчества поэтов М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова.
Задачи урока: 1)Сопоставительный анализ стихотворений М.Лермонтова «Родина» и К.Хетагурова « Не верь…»; 2)Анализ стихотворений К.Л.Хетагурова «Перед памятником» («Торжествуй, дорогая отчизна моя…»), «Памяти поэта» 3)Лексическая работа (слова декадентство, гражданственность, патетика, пафос)
Тип урока: комбинированный (наблюдения и сбор материала к будущим сочинениям; совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.) Вид урока: урок – беседа с практической работой исследовательского типа; Методы и приёмы обучения: диалогический и исследовательский.
философичность гражданственность ЧУВСТВА ПОЭТА, ЕГО НАСТРОЕНИЕ И ЭМОЦИИ ЛАКОНИЗМ, РИФМА, РИТМ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА, КОМПОЗИЦИЯ
Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег…. И пишу я не для того, чтобы печатать. Нет, ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него… Я ПИШУ ТО, ЧТО НЕ В СИЛАХ БЫВАЮ СДЕРЖАТЬ В СВОЁМ ИЗБОЛЕВШЕМ СЕРДЦЕ….. К.Л.Хетагуров
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Не верь, что я забыл родные наши горы, Густой, безоблачный, глубокий небосвод.
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно, Люблю беспомощных, обиженных, сирот, Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? Тебя, родной аул и бедный наш народ. За вас отдам я жизнь... все помыслы и силы, Всего себя лишь вам я посвятить готов... Вы так мне дороги, так бесконечно милы, Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..
Газета «Северный Кавказ писала: "Художник Хетагуров, напомнив лермонтовского Пророка, между прочим, высказал, что пусть этот праздник послужит стимулом для нашего возрождения к лучшему, честному, доброму, пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде".
Торжествуй, дорогая отчизна моя, И забудь вековые невзгоды, Воспарит сокровенная дума твоя, Вот предвестник желанной свободы!
ПАФОС – страстное воодушевление, приподнятость настроения и тона. ПАТЕТИКА –возвышенный, взволнованный тон в высказывании; ИНТРИГИ – скрытые действия с неблаговидной целью, происки. ОПАЛА – гнев, немилость власти (впасть в опалу)
Зачем, поэт, зачем, великий гений, Явился ты так рано в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?
Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?.. …по пути добра, любви, свободы пошли бы за тобой вперед со славой мы.
декадентство - направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 века, отличающееся упадочничеством, безверием, пессимизмом, характеризующееся уходом от решения общественных проблем.
Гражданственность - - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства.
Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей. Но если б народу родному Мне долг оплатить удалось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез.
Выводы урока: русская культура (в частности, литература) оказали на К.Л.Хетагурова огромное влияние, воспитали в нём гражданскую позицию. Основоположника осетинской литературы К.Л.Хетагурова можно по праву назвать НАРОДНЫМ поэтом, он писал от имени народа и в защиту народа, он стал примером безграничной любви и преданности своей земле, своему отечеству.
Осетия ответила своему сыну признательностью и любовью. Стихотворения К.Л.Хетагурова живут в России, живут на Кавказе, его творчество знает и ценит молодёжь Осетии.
СПАСИБО за внимание.