Деятельностный подход: чему и как учить? Ю.Г. Юдина, доцент базовой кафедры «Педагогика развития» ИППС СФУ, к.пед.наук. Презентация разработана на основе анализа работ Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, В.Г. Васильева, Б.А. Архипова, О.В. Знаменской.
Согласно культурно-исторической концепции принцип деятельности предполагает, что усвоение знаний осуществляется детьми в ходе освоения ими определенной системы действий, раскрывающих для них источники происхождения их знаний. Знания могут быть освоены только через «способ их порождения самим ребенком» (В.В. Давыдов)
Акт развития – становление действия ребенка по порождению собственных знаний. Обучение ведет за собой развитие, если строится педагогами как обеспечение перехода действия ребенка из зоны его ближайшего развития в зону актуального развития.
В чем вызов? Смысл современного образования – специальное конструирование педагогом образовательных ситуаций для перехода ребенка в его действии из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Как это?
Ситуация с урока геометрии… Найти площадь параллелограмма: Учитель объясняет правило: Учитель просит решить задачи на это правило
Какое действие осваивает в этой ситуации ребенок? Действие по правилу. Что это означает? Либо ребенок понимает смысл правила и его воспроизводит в разных ситуациях, либо делает это слепо. Зона ближайшего развития в освоении этого действия – понимание ребенком смысла, лежащего за правилом, и его удержание.
Как обеспечить освоение ребенком действия по правилу? Решением аналогичных тренировочных задач или…? Но! Аналогичные задачи позволяют действовать только в одном типе ситуаций
Как обеспечить освоение ребенком действия по правилу? Изменять условия в задачах так, чтобы правило не работало, а удерживался смысл, лежащий за правилом. Найдите площадь параллелограмма: Получаем как минимум две группы детей: группа А группа Б
К первым выводам… Таким образом, такие сконструированные специально задачи на освоение действия по правилу позволяют различить педагогу две группы детей: осмысленно или слепо применяющих известное правило. Зона ближайшего развития для детей в такой образовательной ситуации – освоение смысла и формы действия по правилу. Возможно ли это освоение обеспечить только объяснительно-иллюстративным методом «прорешивания» с детьми стандартных, однотипных задач?
Плохая-хорошая новость?… Даже освоение действия по правилу как понимание и удержание ребенком его смысла развивает максимум у детей формально-эмпирическое мышление. А современные образовательные результаты в Стандарте требуют развития более сложных форм мышления: мышления, умеющего открывать новое знание. Дети должны в школе получить «опыт открытия нового знания». Мышление, которое умеет находить суть, лежащую за явлениями, а не просто осваивать внешне- представленную форму действия (Правило). Пример. Приключения Алисы Селезневой Кира Булычева, девочки с теоретическим мышлением.
Какое действие должно осваиваться детьми для развития теоретического мышления? Освоение общего способа действия – понимание сути, существенного основания действия. На примере с паралелограммом - общий способ в чем? Разбиение фигуры на части так, чтобы из них можно было сложить прямоугольник.
Как обеспечить освоение ребенком общего способа действия? Конструируем и предлагаем задачи, где требуется найти площади различных фигур способом перекраивания в прямоугольник.
Когда мы можем сказать, что дети свободно владеют общим способом? Когда общий способ перекраивания в прямоугольник не сработает, а идею перекраивания фигуры, используя свойство равновеликости равносоставленных фигур, применить надо будет для решения задачи. Для этого конструируем задачи еще более высокого уровня действия – на удержание ключевой идеи, лежащей за общим способом.
Освоение ключевой идеи общего способа действия Найдите площадь фигуры в форме вазы:
Решение задачи про вазу
Выводы При помощи специально-сконструированных разноуровневых задач можно определить, какое действие осваивает ребенок и какое мышление у него развивается. Проектом «Дельта» (Красноярск) разработан инструментарий по диагностике прогресса мышления детей на основе трех уровней становления учебно-предметного действия детей (О.В. Знаменская, Б.И. Хасан, Л.А. Рябинина и другие).
Выводы Задачи 1 уровня позволяют различить учащихся осмысленно или слепо применяющих известное правило. Задачи 2 уровня позволяют различить учащихся, ориентирующихся в своих действиях на правило или на общий способ действия. Задачи 3 уровня позволяют различить учащихся, ориентирующихся на общий способ или на ключевую идею.
Как организовать уровневое обучение? (к гипотезе) Постановка и решение ребенком совместно со взрослым задачи как «применение выбранной опоры» для совершения действия в новых условиях (преобразовани е опоры во взаимодействии для решения ребенком задачи как усиление) Организация педагогом ситуации успеха в известном способе действия («сильное») Введение педагогом новых условий, затрудняю щих совершен ие в прошлом успешного для ребенка действия (вызов к «сильному ») Фиксация ребенком трудности для совершения действия в новых условиях. Остановка – ПАУЗА (возможность для принятия ребенком самостоятельн ого решения о способе действия) Предложение педагогом ребенку системы опор для совершения действия (каждый раз на выбор ребенку) Точка завершения. Достижение ребенком нового уровня освоения действия – получение им нового знания (о себе - о предмете) («усиление сильного» как новое знание).
Удачи и успехов!!!