Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Автор: Быстрова В.В, учитель биологии I категории МОУСОШ 5, п. Сафоново -1, Мурманской области
Курс направлен на ознакомление школьников с основами экологии города, экологией человека и развитие у них системно- ориентированного взгляда на сложные социально – экологические проблемы, с обязательным выделением приоритета человека
Место курса в системе предпрофильной подготовки Курс опирается на знания учащимися обязательных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии и экологии с другими науками, прежде всего с химией, физикой, экономикой, географией, обществознанием, технологией. Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов желающих продолжить обучение в старшей школе в классах естественно – научного, социально -экономического и общеобразовательного профиля
Цель курса: воспитание ответственного отношения подростков к городской среде в процессе разнообразной и педагогически организационной деятельности; овладение практическими навыками по экологии и охране окружающей среды города, поселка. воспитание ответственного отношения подростков к городской среде в процессе разнообразной и педагогически организационной деятельности; овладение практическими навыками по экологии и охране окружающей среды города, поселка.
Задачи курса – помочь школьникам освоить методики, позволяющие: выявлять наиболее актуальные для города экологические проблемы; получать качественные и количественные показатели экологического состояния городской среды; использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиска решения экологических проблем своего города; обосновывать необходимость перехода человека и общества на ноосферный путь развития; мотивировать свои дела и поступки в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.
Развитие исследовательских умений, присущих проектной деятельности: формулирование цели исследовательского проекта; выдвижение гипотез; планирование и организация своей деятельности; публичное представление и защита исследовательской работы; рефлексивный анализ своей деятельности
Содержание курса: Тема Всего часов Лекции, семинары Практические работы Введение 2 2 Тема 1. Город как антропоэкосистема 211 Тема 2. Экологические проблемы современных городов. 55 Тема 3. Здоровье населения в исследованиях по экологии. 532 Тема 4 Экологические перспективы города. 312 Подведение итогов 11 Общее количество часов 18612
Формы работы: семинары лекции Создание проектов Дискуссии, диспуты консультации
Методы работы: проблемный наглядный Эксперимент, исследование, практические работы проектирование
Ожидаемые результаты Освоив предложенный курс, учащиеся смогут: оценивать и проводить мониторинги городской среды; строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать; прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению; организовывать и проводить комплекс мероприятий по оздоровлению городской среды и горожан; использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;
А также: осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке; развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка. публично выступать; рецензировать.