М.И. РОЖКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ? Воспитание- целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанных на взаимодействии воспитателя и воспитанника. «Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание…» П.Ф. Каптерев Стратегии воспитания: социализирующая ( цель -интеграция в систему социальных отношений); культурологическая (цель - принятие норм, ценностей и традиций национальной и мировой культуры); акмеологическая (цель- максимально возможная реализация потенциалов человека); экзистенциальная (цель – формирование человека умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализуя себя в соответствии с этим выбором.
Что значит воспитать свободного человека? Свободный человек – это человек, обладающий внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Свободный человек создает свободное общество, а внутреннее ощущение раба способствует процветанию тоталитаризма.
Экзистенциальная стратегия воспитания самостоятельный выбор цели жизни; понимание смысла своего существования; создание проекта своей жизни; реализация своей индивидуальности в рамках созданного проекта
Принципы воспитания свободного человека. Экзистенциальный подход Принцип стимулирования саморазвития человека Принцип нравственного саморегулирования Принцип актуализации ситуации Принцип социального закаливания
Стратегии и модели воспитания Социализирующая Создание воспитывающей среды (воспитательная система, коллектив, самоуправление) Культурологическая Формирование этнокультурного фона жизнедеятельности Акмеологическая Создание поля самореализации Экзистенциональная Персонифицированное социально-педагогическое сопровождение жизненных ситуаций
Методы воспитания «Педагогия не нянька, а утренний будильник, слово дано ей не для того, чтобы укачивать чужого ребенка, усыплять свои мысли, а для того, чтобы будить чужую». В.О. Ключевский Сущностная сфера Методы воспитания Методы самовоспитания Интеллектуальная УбеждениеСамоубеждение Эмоциональная ВнушениеСамовнушение Мотивационная СтимулированиеМотивация Волевая ТребованиеУпражнение Саморегуляции КоррекцияСамокоррекция Предметно- практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия
Цель социально-педагогической деятельности как продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума ЗАДАЧИ СПД: формирование социальной компетентности человека (осуществляется через социальное обучение) воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности) (реализуются на основе социального воспитания) содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой ( реализуется через социально-педагогическое сопровождение)
Социально-педагогическое сопровождение и воспитание Воспитание - целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Воспитание может быть рассмотрено в различных контекстах: как педагогический компонент социализации, как процесс создающий условия: для инкультурации, а также реализации потенциалов человека Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально- педагогического сопровождения
Компоненты социально-педагогического сопровождения Пропедевтический компонент предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе специальных проводимых с ними занятий. Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующий помощи и поддержки взрослых людей. Рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.
Ресоциализация и преодоление трудностей социализации «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот». Л.Н. Толстой Ресоциализация - это коррекция социальности ребенка, его социальных установок и убеждений, сформированных в результате неадекватного восприятия им социальных отношений. Преодоление трудностей социализации связано с компенсацией дефицита социального опыта, который появляется при обеднении основных источников социализации.
Основа ресоциализации Воспитание свободного человека предполагает формирование целостного представления о смысле своего существования и готовности к самостоятельному выбору этого смысла. Исходя из этого цель ресоциализации девиантных детей: сформировать у них рефлексивную позицию, автономность и готовность к осознанному поведению. У ребенка не только нужно сформировать понимание последствий его поступка, но и способность сопоставлять поступки с тем базовым проектом жизни, который он должен выработать при стимулирующей роли старших. Только тогда сформируется осмысленное противодействие негативному влиянию среды и тех групп, с которыми он вступает в контакт.
Воспитание толерантности Толерантность- это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Свободный человек всегда признает право других людей быть иными.
Что такое детское самоуправление ? Демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Источник развития - противоречие между целью и отношением детей к этой цели. Движущая сила- мотив группового действия (Мы хотим)
Модель развития детского самоуправления Мотив группового действия Определение цели деятельности Принятие цели группой Постановка управленческой проблемы Выдвижение идей Обсуждение вариантов решения Принятие решения группой Реализация решения (орг деятельность) Групповая рефлексия