Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева Психология Тема 6 Психология развития
Жан Пиаже ( ) Работал в Цюрихе совместно с К.Г. Юнгом и ассистировал в психоаналитической клинике. Приглашен в Париж для работы в лаборатории А. Бине (автора первых тестов интеллекта). Автор 75 книг и более 200 статей г. – «Происхождение интеллекта ребенка».
Основные положения теории Отличие детей разных возрастов и их отличие от взрослых заключается не в сумме знаний, а в способах мышления. ! Операция - любой набор действий, которыми человек оказывает влияние на внешнюю среду. Когнитивная схема – идеи, воспоминания, навыки, имеющие отношение к определенному набору операций над окружающей средой. Организация – комбинация простых физических и психических схем в более сложные. Адаптация – «подгонка» и изменение уже существующих схем. Ассимиляция – применение схемы к новой информации. Схема не изменяется. Аккомодация – изменение схемы для Обработки новой информации. Когнитивное развитие выражается в усваивании разных схем и их изменения для того, чтобы человек мог адаптироваться к социуму. Завершает процесс развития освоение абстрактной логики.
Стадии когнитивного развития 1. Сенсомоторная стадия (0-2 года) 2. Дооперациональная стадия (2-7 лет) 3. Стадия конкретных операций (7-11 лет) 4. Стадия формальных операций (11-12 лет)
Л. Выготский (1896 – 1934) Ж. Пиаже
Эрик Эриксон (1902, Германия -1994, США) Психоаналитик. Основные труды: 1950 г. – «Детство и общество» г. – «Идентичность: кризис юности» г. – «Истина Ганди» г. – «Зрелость» г. – «Жизненная вовлеченность в старости».
Основные положения теории Эпигенетический принцип – личность развивается ступенчато, переход с одной стадии на другую предрешен генетически и обусловлен социально. Кризис или конфликт сопровождают каждую стадию психосоциального развития.
Восемь стадий психосоциального развития («восемь возрастов человека») Стадия ВозрастКонфликт Положительное качество приобретаемое в результате кризиса Орально- сенсорная 0-1 г.Базальное доверие – базальное недоверие Надежда Раннее детство 1-3 г.Автономия – стыд и сомнение Сила воли Возраст игры 3-6 л.Инициативность - вина Цель Школьный возраст 6-12Трудолюбие - неполноценность Компетентность
Восемь стадий психосоциального развития («восемь возрастов человека»). Продолжение. Стадия ВозрастКонфликт Положительное качество, приобретаемое в результате кризиса Подростков ая л.Самоидентичность (целостность) – размытая идентичность, ролевое смешение Преданность своим идеалам Ранняя зрелость л.Интимность – изоляция Любовь Средняя зрелость г.Продуктивность – застой Забота Поздняя зрелость 65 -… л.Самоинтеграция – отчаяние Мудрость
Л. Колберг ( )
Концепция развития нравственного сознания Основные положения теории Эпигенетический принцип – развитие нравственного сознания предполагает прохождение ряда стадий, ступеней. Универсальность – прохождение этих стадий характерно для всех народов и культур по всему земному шару.
Уровень развития НС Ведущий мотив нравственного поведения Доконвенциональная нравственность 1Избежание наказания 2Получение награды Конвенциональная нравственность 3Получение одобрения или избежания неодобрения других людей 4Жестокий набор правил «закон и порядок» Постконвенциональная нравственность 5Социальный договор, заключенный для блага общества 6Руководство абстрактными этическими принципами