Как рассчитывается индекс экономической свободы? Подготовил А. Школьников по материалам
Исследование. Economic Freedom of the World: 2002 Annual Report - ежегодный доклад 56 либеральных институтов и организаций из 56 стран мира о состоянии экономической свободы в различных странах. Economic Freedom of the World: 2002 Annual Report - ежегодный доклад 56 либеральных институтов и организаций из 56 стран мира о состоянии экономической свободы в различных странах.
Индекс экономической свободы Рассчитывается для каждой страны по 5 областям (направлениям), характеризующим свободу выбора граждан и фирм способов и методов своей экономической деятельности. В настоящее время страны. Максимальное значение 10, минимальное - 0.
Области (группы параметров) для расчета индекса Область 1: Размер госсектора в экономике Область 2: Правовое поле и неприкосновенность прав собственности Область 3: Денежная политика Область 4: Свобода внешней торговли Область 5: Регулирование рынков кредитов, труда, регулирование бизнеса
Область 1: Размер госсектора в экономике –Чем больше госсектор – тем меньше свобода выбора для частных лиц и компаний, тем большая часть общественного продукта распределяется не в результате сделок между частными субъектами, а в результате государственного распределения –Больше госвмешательства – меньше Индекс.
Область 1: Размер госсектора в экономике Компоненты: A. Потребление госсектора, как процент от общего потребления. B. Трансферты и субсидии как процент от ВВП. C. Госпредприятия и гос капиталовложения как процент от ВВП. D. Уровень налогообложения (и порог дохода, к которому он применяется).
Область 2: Правовая система и неприкосновенность прав собственности Если правовая система не допускает вмешательства власти в судебный процесс, если правовая система защищает право собственности граждан и фирм, если граждане имеют возможность отстаивать в суде свои права против притеснений государства - в такой стране индекс выше.
Область 2: Правовая система и неприкосновенность прав собственности Компоненты: A. Судебная независимость: судебная власть независима и не подвержена вмешательству власти или давлению одной из сторон в судебных спорах (GCR). B. Беспристрастные суды: существует возможность для частных бизнесов, чтобы оспорить законность правительственных действий или регулирования (GCR). C. Защита интеллектуальной собственности (GCR). D. Вмешательство военных в законодательство или политический процесс (ICRG). E. Единство и целостность правовой системы (ICRG).
Область 3: Денежная политика чем меньше государство использует инфляционную эмиссию денег для пополнения бюджета, чем меньше оно ущемляет права граждан выбирать валюту, в которой будут совершаться сделки - тем выше индекс экономической свободы
Область 3: Денежная политика Компоненты: A. Средний ежегодный рост предложения денег за последние 5 лет, не превышает ежегодный рост реального GDP за последние десять лет B. Инфляция в последние пять лет. C. Уровень инфляции. D. Свобода обладания валютными счетами внутри страны и за границей.
Область 4: Свобода внешней торговли Запрет гражданам и фирмам свободно торговать с зарубежными партнерами либо ограничения на размер этой деятельности (квоты), либо изъятия средств граждан и фирм, занимающихся внешней торговлей (пошлины и тарифы), либо иные бюрократические проволочки и административные барьеры на пути торговли снижают индекс экономической свободы страны.
Область 4: Свобода внешней торговли Компоненты: A. Налоги на международную торговлю. i. Налоги на международную торговлю как процент от экспорта плюс импорт. ii. Значения тарифных ставок. iii. Среднеквадратичное отклонение (разброс) тарифных ставок.
Область 4: Свобода внешней торговли Компоненты: B. Регулирующие торговые барьеры. i. Скрытые барьеры для импорта: не должно быть никаких других барьеров, кроме принятых тарифов и квот (GCR). ii. Издержки импортирования: комбинированный эффект импортных тарифов, взносов, лицензий, взносов банку, и времени, требуемого для преодоления административных бюрократических, барьеров, что, напр., поднимает издержки импортирования оборудования (10 баллов - 10 % или меньше; 0 - больше чем 50 %) (GCR).
Область 4: Свобода внешней торговли Компоненты: C. Действительный размер торгового сектора, в сравнении с ожидаемым размером. D. Различие между долей официальных сделок и уровнем черного рынка.
Область 5: Регулирование бизнеса, рынка кредитов и труда любое регулирование рынков со стороны государства - это ограничения для граждан на свободу сделок и контрактов - по производству и сбыту продукции, взятию и выдаче кредита, приема на работу и уровням заработной платы. Чем выше такое регулирование - тем ниже индекс экономической свободы.
Область 5: Регулирование бизнеса, рынка кредитов и труда A. Регулирование кредитного рынка в т.ч. ставка процента должна свободно определяться рынком, а внутренние банки – на равных конкурировать с иностранными
Область 5: Регулирование бизнеса, рынка кредитов и труда B. Регулирование рынка труда i. Минимальная заработная плата, устанавливаемая в соответствии с законом, не сильно отражается на уровень заработной платы. (GCR). ii. Наем в компании определен в соответствии с частным контрактом (GCR). iii. Доля рабочей силы, чья заработная плата установлена централизованными переговорами между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда (GCR). iv. Пособия по безработице: система пособий по безработице должна сохранять стимул работать (GCR). v. Использование призывников в качестве военного персонала
Область 5: Регулирование бизнеса, рынка кредитов и труда C. Деловые Правила i. Ценовой механизм управления экономикой: бизнесы являются свободными в установлении цен на свою продукцию. ii. Административные условия и новые бизнесы: административные процедуры не должны быть сильным препятствием старту нового бизнеса (GCR). iii. Время с правительственной бюрократией: топ-менеджмент не должен тратить (проводить) существенное количество времени, имея дело с правительственной бюрократией (GCR). iv. Старт нового бизнеса: запуск нового бизнеса должен быть как можно проще (GCR).
Область 5: Регулирование бизнеса, рынка кредитов и труда v. Нерегулярные, дополнительные платежи, связанные с импортом и экспортом, разрешения, деловые лицензии, налоговые проверки, полицейская защита, или специальные ссуды – должны быть редкими (GCR).
Кто участвует от России? Институт Экономического Анализа, Россия (руководитель - Андрей Илларионов, известный российский экономист, советник Президента РФ, Институт Экономического Анализа - макроэкономический научно- исследовательский институт, который анализирует текущую экономическую ситуацию и политику и обеспечивает экспертный анализ действий, программ, и текущей экономической стратегии. Консультирует Российские правительственные организации, предприятия, и организации и готовит и издает научныю, исследовательскую, и методологическую экономическую литературу. Также проводит семинары, конференции, и симпозиумы на экономические темы. ИЭА - независимый, неправительственный, неполитический, некоммерческий центр исследований, работает с ведущими российскими и международными исследовательскими центрами. Исследовательский центр по макроэкономическом, бюджетным проблемам, и проблемам социальной политики.
Спасибо за внимание! Индекс экономической свободы высвечивает все грани нашей жизни, в которых свобода наших сделок, предпринимательских решений или неприкосновенность частной собственности может быть ущемлена государством. Низкий уровень экономической свободы не позволяет людям и фирмам реализовывать многие эффективные взаимовыгодные сделки и проекты. Это влечет за собой низкий уровень жизни, отсутствие экономического роста и в перспективе, приводит к гуманитарной катастрофе. Мы должны быть бдительны и не позволять тоталитаризму украсть нашу свободу. Этот индекс - один из наших инструментов. Научиться им пользоваться - в наших общих интересах.