Школьное методическое объединение по работе с одаренными детьми «Развитие одаренности» руководитель : Черкасова С. А. Школьное методическое объединение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие одарённости в условиях сельской школы Презентация программы «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Advertisements

Город Нижневартовск. Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующий.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Реализация проекта «Наша новая школа» Одаренные дети.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого.
Научное общество учащихся «Интеллектуал» МОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Родинского района.
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Программа «Одарённые дети».. Почему в современном российском обществе возрастает потребность в работе с одарёнными детьми? Нормативно-правовые документы.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Управление проектом реализации программы «Одаренные дети» МОУ «ПСОШ 1» 2009 год.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ Дмитриева Анна Владимировна Учитель английского языка МАОУ Улу-Юльской СОШ.
Актуальность проблемы: На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Международная научно-практическая конференция «Социальная компетентность как необходимое условие самореализации участников образовательного процесса».
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Транксрипт:

Школьное методическое объединение по работе с одаренными детьми «Развитие одаренности» руководитель : Черкасова С. А. Школьное методическое объединение по работе с одаренными детьми «Развитие одаренности» руководитель : Черкасова С. А.

Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ " ДЕТИ РОССИИ " НА годы Правительство Российской Федерации постановляет : 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу « Дети России " на годы, включающую в себя подпрограммы « Здоровый ребенок ", " Одаренные дети ", " Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ", " Дети - сироты » и « Дети инвалиды " ( долее Программа ). 2. Утвердить государственным заказчиком координатором Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм : " Здоровый ребенок " Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации ; " Одаренные дети " Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту ; " Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " – Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации ; " Дети - сироты » Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации ; " Дети - инвалиды " Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации министерство здравоохранения Российской Федерации. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально - экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей. Председатель Правительства Российской ФедерацииМ. Касьянов

Одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К. К. Платонов

Специфика одарённости в детском возрасте Часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить « угасание признаков детской одарённости ». Своеобразие динамики формирования детской одарённости часто проявляется в виде неравномерности ( рассогласованности ) психического развития. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от облученности ( или шире – степени социализации ), являющейся результатом благоприятных условий жизни ребёнка.

3. Специальные характеристики неинтеллектуального характера, (личностные, волевые и т.д.) 2. Специальные способности в конкретной области 5. Случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час) 1. Общие способности 4. Стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа и др) Взаимодействие условий, включающих внешние и внутренние факторы

Цель : создание, функционирование и развитие школьной коллективной системы работы с одарёнными детьми на всех этапах их развития и становления.

Задачи : - Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик ; - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей ; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно - исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности ; - создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей ; ( организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности ); - разработка и внедрение нового содержания образования, новых форм и методов в работе с одарёнными детьми ; - обеспечение преемственности в выявлении и развитии одарённых детей от дошкольного до высшего профессионального образования ; - подготовка и переподготовка кадров для работы с одарёнными детьми ; - поддержка учителей, работающих с одарёнными детьми.

Участники реализации программы : учащиеся общеобразовательного учреждения ; педагоги ; родители ; психолог ; социальный педагог.

Координаторы : руководитель ШМО по работе с одаренными детьми, администрация школы.

Работа научных обществ учащихся; Факультативные занятия; Индивидуальные занятия; Групповые занятия; Предметные кружки; Интеллектуальные клубы. Оптимизация содержания образования детей:

Направления реализации программы «Одаренные дети» Диагностика одарённости детей и подростков Научно- исследовательская деятельность Создание банка данных об интеллектуальном потенциале школы Сотрудничество педагогов и учащихся Участие в городских, районных, всероссийских, международных конкурсах для одарённой и талантливой молодёжи Сотрудничество с другими профессиональными учебными заведениями ЦДТТ, школа «Интеллект»

Модель диагностики детской одаренности Концептуальный (теоретический) Организационный Методический

Основные требования к диагностике одаренности: Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным; Только долговременное обследование может быть объективным; Наиболее эффективным для психодиагностической работы психотренинг; Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка; Следует опираться на экологически валидные методы диагностики; В оценке одаренности должны участвовать разные специалисты; Дети могут и должны участвовать в оценке собственной одаренности.

Этапы реализации плана работы ШМО на учебный год : Подготовительный - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно - действующей системы переподготовки психолого - педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.);

Этапы реализации плана работы ШМО на учебный год : Основной - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно - исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей ;

Этапы реализации плана работы ШМО на учебный год : Заключительный – предполагает провести контроль и анализ реализации Плана работы ШМО и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Плана работы ШМО, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Общие принципы обучения : принцип развивающего и воспитывающего обучения ; принцип индивидуализации и дифференциации обучения ; принцип учета возрастных возможностей.

Этапы выявления одарённых детей : Начальная школа (1 – 4 классы ) Среднее звено общеобразовательного учреждения ( гуманитарное, естественно – математическое, ИЗО, музыка, физическое и т. д.) 9- й класс – предпрофильная подготовка е классы – старшее звено.

Выявление одарённых детей Выявление одарённых детей Начальная школа Методы диагностики Диагностика увлечений учащихся (анкетирование тестирование) Наблюдение Деятельность учащихся Участие в викторинах и конкурсах Занятия в кружках и секциях дополнительного образования Показатель сформированности компетенций Стремление к самостоятельной научно – исследовательской и познавательной деятельности (сообщения, доклады)

Выявление одарённых детей Среднее звено школы Методы диагностики Деятельность учащихся Показатель сформированности компетенций Участие в Олимпиадах различного уровня Готовность к самостоятельной научно – исследовательской и познавательной деятельности (сообщения, доклады) и личный опыт Индивидуальная работа учитель - ученик Оценка уровня творческого потенциала личности Участие в викторинах и конкурсах Использование диагностических заданий Рейтинг деятельности учащихся Занятия в предметных кружках и секциях

Выявление одарённых детей Выявление одарённых детей Старшее звено школы Методы диагностики Деятельность учащихся Показатель сформированности компетенций Самооценка Оценка способности к саморазвитию, самообразованию Оценка эссе и представления портфолио Экспертиза практической деятельности Экспертное заключение исследовательских и творческих работ Участие в викторинах и конкурсах различного уровня Участие в Олимпиадах различного уровня Участие в конференциях различного уровня Индивидуальная работа учитель - ученик Занятия в кружках и секциях дополнительного образования Курсы по выбору Занятия в предметных кружках и секциях Способность к самостоятельной научно – исследовательской и познавательной деятельности (сообщения, доклады) и личный опыт Мотивация на дальнейшее развитие темы научно – исследовательской работы в ВУЗах Стремление к дальнейшему самостоятельному получению знаний, готовность применить свой опыт на практике при выборе профессии

Формы выявления одарённых детей : наблюдение ; общение с родителями ; работа психолога : беседа анкетирование тестирование олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научно – практические конференции.

Основные направления работы : Психологическое сопровождение работы с одарёнными детьми Удовлетворение потребностей родителей одарённых детей Подготовка и переподготовка кадров Экспериментальная работа Удовлетворение личных потребностей учащихся через дифференциацию и индивидуализацию обучения Массовые мероприятия для одарённых детей Поддержка учителей, работающих с одарёнными детьми

Массовые мероприятия для одарённых детей Каждое мероприятие, проводимое в рамках программы « Одарённые дети », оснащено научно - методической литературой и нормативно - правовыми документами

Информа- ционный банк данных Психомоторной (спортивные способности) Академической (способности к учению) Интеллектуаль- ной (способности анализировать, мыслить, сопоставлять факты) Творческой (нестандартное видение мира, нешаблонное мышление) Социальной (лидерской) Художественной (музыкальной, изобразитель- ной, сценической)

творческая одарённость : творческие смотры, конкурсы, выставки, фестивали ; КВН.

физическая одарённость : работа спортивных секций ; президентские состязания ; весенний и осенний марафоны ; спортивные соревнования, спартакиады, олимпиады ; мероприятия в рамках месячника военно - патриотического воспитания ; конкурс « Спортсмен года ».

социальная одарённость : волонтёрскоё движение ; конкурс социальных проектов ; школьное самоуправление.

Интеллектуальная одарённость олимпиада « Интеллект »; работа клуба « Интеллект »; предметные олимпиады ; интеллектуальные конкурсы в рамках Фестиваля наук ; конкурс творческих проектов ; работа научного общества учащихся ; широкий выбор факультативных и элективных курсов, созданных по заявкам учащихся ; создание профильных групп ; конкурс « Ученик года »; слёт хорошистов и отличников ; участие в Интернет - коференциях, форумах, фестивалях.

Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты формирование системы работы с одаренными детьми ; создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями ; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов ; стимулирование мотивации развития способностей ; формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей ; проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборники лучших работ учащихся ; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью ; регулярные публикации в средствах массовой информации.

Модель одарённого ребёнка личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально ; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда ; личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность ;

Модель одарённого ребёнка Модель одарённого ребёнка личность, способная реализовать в жизни « Я – концепцию », способная к саморазвитию и самоизменению ; личность, обладающая разносторонним интеллектом,, высоким уровнем культуры ; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения ; личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Каждый ученик должен не только найти своего учителя, но и превзойти его. До безумной гордости волнует обилие талантов … М. Горький Талантливый человек талантлив во всем.

Каждый ученик должен не только найти своего учителя, но и превзойти его.