Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной Формы. Семенцова Мария Дмитриевна, воспитатель МКОУ «Школа интернат» г.Куйбышев, 2014
Цель: Расширение практического опыта педагогов при использовании сказок и малых фольклорных форм в старшем дошкольном возрасте. Задачи: -Формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение. - Учить анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка). - Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, сказки, находить в ней поучение.
Эффективным способом развития детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. В работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами.
«Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться».
«Новых друзей наживай, а старых не забывай». «Доверяй но проверяй».
«Мала капля, да большое дело делает». «Конец – делу венец».
«Сделай худо, не жди добра» «В тесноте, да не в обиде».
«Перья павлиньи, а мозги куринные».
«Сумел ошибиться, сумей и исправиться» «Долг платежом красен».
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться».
«Страшись волка в овечьей шкуре».
«Доброе дело не горит и не тонет» «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось».
«Не сиди на печи, не жди калачи».
«Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные».
«Всему своё время» «На всякое хотенье есть терпенье».
«Собака лисе не друг».
«Чужого не надо, а своего не отдадим».
«За глупой головой и ногам плохо».
«Знай больше, а говори меньше».
«Доброе дело сто развоз вернётся» «Всяк в деле познаётся».
«Нет друга ищи, а нашёл - береги» «Как аукнется, так и откликнется».
«На всякого хитреца довольно простоты».
«По труду и награда».
«Кому солнце матушка, а кому – злая мачеха».
«Любовь и верность сильнее смерти».
«Друзья познаются в беде».
Из всего этого следует: Моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.