познакомиться с реостатом ( на уровне практического применения ); научиться применять знания об элементах электрической цепи и правилах ее сборки ; применять знания и умения, полученные на уроках физики, к решению практических задач.
Организационный момент. Физический диктант. Изучение нового учебного материала. Выполнение лабораторной работы. Задание на дом. Итоги урока.
I. IUR SpA qt II. В А Ом * мм 2 м Ом Дж с мм 2 м III. I= U= R=p I=
1) Как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения ? 2) Что называется удельным сопротивлением проводника ? 3) По какой формуле можно рассчитывать сопротивление проводников ? 4) В каких единицах выражается удельное сопротивление проводника ? 5) Сформулировать закон Ома.
6) Каким образом в динамике радиоприёмника регулируется громкость звука ? 7) Как в электродвигателе швейной машины можно регулировать скорость его вращения ?
Во многих случаях для регулирования силы тока в цепи применяют специальные приборы - реостаты. Условное изображение реостата на схемах.
В реостате стальная проволока намотана на керамический цилиндр. Проволока покрыта тонким слоем не проводящей ток окалине, поэтому витки её изолированы друг от друга. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому может перемещаться ползунок.
Контактами он прижат к виткам обмотки. От трения ползунка о витки слой окалины под его контактами стирается, и электрический ток в цепи проходит от витков проволоки к ползунку, а через него в стержень, имеющий на конце клемму 1.
С помощью клеммы 1 и клеммы 2, соединённой с одним из концов обмотки и расположенной на корпусе реостата, реостат подсоединяют в цепь.
Каждый реостат рассчитан на определённое сопротивление и на наибольшую допустимую силу тока, превышать которую не следует, так как обмотка реостата накаляется и может перегореть. Сопротивление реостата и наибольшее допустимое значение силы тока, превышать которую не следует, так как обмотка реостата накаляется и может перегореть.
Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приёмников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.
В цепь включены : источник тока, ключ, электрическая лампа и ползунковый реостат. Нарисуйте в тетради схему этой цепи. Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче ?
1) Как устроен ползунковый реостат ? 2) Схематическое изображение. 3) Для чего служит ? 4) Почему используют проволоку с большим удельным сопротивлением ?
Параграф 47 Упражнение 20 А ) 2 Б ) 3 С ) 4