Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным и коричневым) цветом по золотистому фону. Но на дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый алюминиевый порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия. Однако, время и место возникновения росписи не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Процесс изготовления изделий
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает предмету нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. Затем изделие 7 – 8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3 – 4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» – когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные из них – красная и черная, киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие – коричневая, светлого тона зелень. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Основные классы росписи «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Для «фоновой» росписи характерно применение фона - черного или цветного, сам же рисунок остается золотым. До заполнения фона на поверхность наносят контуры мотивов.
Расписанные изделия 4 – 5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3 – 4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия (основной текст презентации) – Официальный сайт предприятия ЗАО «Хохломская роспись» (фотографии изделий и мастеров) images.google.ru – Поисковая машина (дополнительные графические материалы) – Поисковая машина (дополнительные сведения) При создании презентации автор пользовался следующими ресурсами Интернета:
Ильина Вероника Ивановна Нечаева Римма Николаевна
Художник росписи по дереву 6 разряда. Награждена почетной грамотой Министерства культуры РФ (2002 г.) и почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2006 г.) Вероника Ивановна - мастер, которому все подвластно. Уверенное письмо художницы завораживает. Она очень любит свою профессию. Художница настолько углубляется в творчество, словно растворяется в нем. И каждая вещь этого мастера не похожа на предыдущую. Вероника Ивановна владеет всеми видами росписи, но пишет больше кудрину. У неё своеобразное письмо. Основной узор - крупные цветы, которые художница тщательно разживляет фантастичными элементами, в узоре много мелких добавочных элементов, плотно переплетенных и разноцветных. Сказочные завитые узоры мастера близки узорам парчовых тканей. Основные элементы - льющиеся, стремящиеся, разбивки - тонкие. Черно-золотая кудрина, разживленная желтыми усиками, кажется воздушной, а кудрина с разноцветными элементами - богатой. Художница всегда создает рисунок плотный, тонкий и изящный одновременно. Узор красивой души, узор глубинный, завораживающий. Вероника Ивановна - опытный мастер. Любовь к творчеству она передает своим ученикам. Одна из них талантливый мастер - Елена Галкина.
Заслуженный художник РФ. Член Союза художников России. Награждена почетной грамотой Министерства промышленности, науки и технологий РФ (2003 г.), почетной грамотой предприятия (2004 г.). Нечаева Римма Николаевна постоянно совершенствует своё мастерство, перенимая опыт у старших мастеров, она добилась неповторимой красоты рисунка. За высокий профессионализм ей был присвоен шестой, высший разряд, а в 1989 году Нечаева Р. Н. стала художницей творческой лаборатории предприятия. Исполненная трудолюбия, прилежная, душой болеющая за свое дело, Римма Николаевна, над каждым новым изделием работает вдумчиво, деловито. Художница может писать и «фон», и «травку», но наиболее полно проявляет себя в «кудрине». В целом узоры Риммы Нечаевой сдержанны по элементам, можно сказать, культурны, интеллигентны. Она выполняет роспись изделий с чувством меры. Красиво, празднично, нарядно, при этом не броско, элегантно. Цветовое решение для узоров выбирает, как правило, классическое. Это соответствует внутреннему миру художницы, её характеру. Красивые изделия, созданные руками Римма Николаевна, составляют часть хохломского наследия, прославляющего наш промысел, и служат образцом для молодого поколения мастеров и ценителей Золотой Хохломы.