Деятельностный подход в обучении как основа формирования предметных компетенций обучающихся САВЧЕНКО Л.И.
Главная идея образования Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Деятельностный подход
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
деятельностный подход Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимодействия « учитель – ученик»
Деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Основные этапы 1. Постановка учебной задачи 2. Открытие нового знания 3. Первичное закрепление 4. Самостоятельная работа с проверкой 5. Решение тренировочных упражнений 6. Контроль (принцип минимакса) 7. Решение задач на повторение
Постановка учебной задачи 1. Приемы: 2. -вставь пропущенное слово, 3. -эксперимент, 4. -мозаика 5. -интересный факт
Химический эксперимент Можно поставить проблему с помощью эксперимента: Опыт 1 Железо + нитрат меди Опыт 2 цинк + нитрат меди Что объединяет эти опыты?
Вставь пропущенное слово 1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе. 2 Этот элемент хлор. 3 Порядковый номер хлора В атоме хлора 17 протонов и 17 электронов. 5 На внешнем уровне у атома хлора 7 электронов 6 Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл. 7 Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl 2 8 Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит. 9 По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами 10 Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений. Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока. Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение.
Какие ассоциации вызывает у вас эта картинка? Почему лимон кислый? Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока. КИСЛОТЫ
Открытие нового знания 1. Ориентация не на содержание, а на универсальные приемы учебной деятельности: 2. -классифицируйте и укажите основания для классификации, 3. -сравните, 4. -продолжите ряд, фразу, 5. -дополните ряд, определение, 6. -определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора, 7. -установите соответствие между процессами, явлениями и др.
Рассмотрите формулы кислот и найдите сходство между ними. Дайте определение кислот.
Кислоты По наличию атомов кислорода По количеству атомов водорода кислородные бескислородные трехосновные двухосновные одноосновные
Открытие нового знания Приемы: инструкции, 1. работа с текстом: 2. -ознакомительное чтение 3. -изучающее чтение 4. -поисковое чтение -чтение с остановками (со стопами) 1. -чтение-суммирование 2. -организация лабораторных работ 3. -тексты и задания к ним 4. -ключевые термины 5. -инсерт
Проблемные ситуации При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми фактами, При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения, При расхождении между теоретическими и практическими знаниями
Первичное закрепление 1. Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных логарифмов (этап внешней речи)
Первичное закрепление 1. Приемы (этап внешней речи) 2. -перепутанные логические цепочки 3. -использование тестовых заданий 4. -вставить пропущенные фразы или предложения 5. -записать недостающую часть уравнения 6. -лишним является… 7. -ключевое слово
Самостоятельная работа Самоконтроль и самооценка 1. (этап внутренней речи) 2. -перепутанные логические цепочки 3. -использование тестовых заданий 4. -вставить пропущенные фразы или предложения 5. -записать недостающую часть уравнения 6. -лишним является… 7. -ключевое слово 8. -фишбоун
Рефлексия Формы проведения: 1. -синквейн 2. -прием «ромашка Блума» 3. -кластеры 4. -верные и неверные суждения 5. -тонкие и толстые вопросы
Синквейн 1 строка – одно существительное; 2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – крылатая фраза; 5 строка – одно существительное, которое выражает суть. Например: 1 – водород; 2 – бесцветный, легкий. 3 – реагирует, восстанавливает, сгорает; 4 – в смеси с кислородом взрывоопасен; 5 – газ.
Ромашка блума 1. Простые вопросы, требующие знания фактического материала 2. уточняющие вопросы 3. интерпретирующие вопросы (почему, как) 4. оценочные вопросы (сравнение) 5. творческие вопросы 9 прогноз 0 – как вы думаете 6. практические вопросы (как мы можем)
Постановка учебной задачи.. 1. Работа с незнакомым текстом, 2. Формулировка темы урока 3. Работа с понятиями, пропущенными в данном тексте
Открытие нового знания.. 1. Самостоятельная работа с текстом 2. Работа с тестом, 3. Проговаривание верных ответов данного теста (в форме рассказа) 4. Лабораторная исследовательская работа (групповая)
Открытие нового знания.. Лабораторная работа 1. 1 группа-алюминий, медь, 2. 2 группа-оксиды металлов, 3. 3 группа-гидроксиды натрия, меди, 4. 4 группа-карбонат и сульфат натрия 5. 5 группа-качественная реакция.
Первичное закрепление.. Этап внешней речи -запись уравнений с комментированием у доски, -формулировка выводов по итогам ЛР -составление и название кислых солей ортофосфорной кислоты -индивидуальные сообщения
Самостоятельная работа с проверкой Вставить пропущенные фразы или предложения -----имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоит из молекул , нерастворим в , легко------на воздухе, получается из фосфора
Самостоятельная работа с проверкой Подберите вещества к цепочке Р-Х-РН3 Воздух, кислород, водород, вода, фосфид кальция, кальций
Самостоятельная работа с проверкой Лишним является: гидрофосфат лития, дигидрофосфат лития, гидроксофосфат лития, фосфат лития
Рефлексия.. Метод «верные или неверные суждения» -ХС белого и красного фосфора близки -только КФ образует фосфиды, -только БФ образует оксид Р2О5 -фосфор непосредственно реагирует с водородом, -фосфин – ядовитый газ с неприятным запахом
Тренировочные упражнения.. 1. На последующих занятиях происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия
Отсроченный контроль знаний.. Завершающий контроль должен быть предложен учащимся на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке, контроль - по нижней)
Отсроченный контроль знаний.. Завершающий контроль должен быть предложен учащимся на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке, контроль - по нижней)
Деятельностный подход Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Д.Писарев
Деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.