Романский и готический соборы. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально- исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Трирский Собор. Кёльнский собор.
Романский Собор. Тяжеловесность, массивность форм, толстые могучие каменные стены, полукруглые арки, небольшие проемы окон и дверей характерные черты романского стиля. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Трирский Собор.
Готический собор. Готический собор представляет собой слияние множества шедевров. Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи. Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства. Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Ульмский Собор.
Конструкция романского собора. Конструкция романского собора представляет собой единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, и он всегда выше боковых. В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой. В апсиде располагаются алтарь или капеллы. Место пересечения нефов средокрестие. Средокрестие венчается башней. Майнцский Собор.
Конструкция готического собора. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания. C появлением крестового свода, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобретают вид громадных, ажурных фантастических сооружений. Давление крестового свода на колонны (столбы) передают арки и нервюры(рёбра стрельчатых арок). Тяжесть сводов частично предаётся на наружные опорные столбы - контрфорсы, соединённые со стеной здания полуарками-аркбутанами. Благодаря этому стены становятся простой лёгкой оболочкой, и их толщина тем самым не влияет на несущую способность здания. Стрельчатые арки, которые по мере по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражают главную идею готической архитектуры идею устремленности храма ввысь.
Готический Собор.Скульптура. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах, готическая скульптура более свободна. Фигуры пропорциональны, объёмны. Застылость и замкнутость романских скульптур сменяется подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. Ута. Статуя собора в Наумбурге «Всадник» наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй. До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. Всадник был символом власти. Корона на голове статуи позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Но по своему образному смыслу бамбергский «Всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора. Он ближе героям рыцарской литературы. Испытующий взгляд, устремленный вдаль, роднит бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, испытывающих стремление к идеальному преобразованию как человеческой личности, так и всего общества в целом.
Романская скульптура. Как правило, романская скульптура непропорциональна, фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела - схематичны. Cкладки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Романская скульптура сдержанна, полна достоинства, ее контуры мягки и округлы. Скульптура прижата к стене и напоминает колонны. «Лев, терзающий человека». Деталь убранства окна собора в Вормсе. «Адам и Ева». Рельеф дверей.Собор в Хильдесхейме.
Германия. Романские соборы. Cоборы в Майнце, Шпейере, Вормсе являются знаменитыми образцами немецкой романтической архитектуры. От них исходит сила, суровое величие и мощь,их могучие башни создают грозное впечатление. Эти соборы– не просто величественны, они по-германски грандиозны и мрачны. Собор в Вормсе. «…жемчужина романского стиля» Собор в Шпейере. Собор в Майнце.
Готические соборы в Германии. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Это нечто неземное, нереальное, вдохновляющее. Это не может не завораживать. Ощущение лёгкости, воздушности, хрупкости. «…Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гоголь считал этот собор венцом готического искусства. Ульмский собор - один из самых потрясающих образцов храмовой архитектуры. Его башня - самая высокая церковная башня в Европе!
Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то невооружённым глазом становится заметно, что они противоположны. Одни-представители массивности, другие-лёгкости. Монолитность, монументальность, суровая сила характеризует романский собор, в то время как лёгкость, нарядность, устремлённость ввысь характеризует готический собор. Готический и Романский собор отличаются и в плане построения. У романского собора маленькие окна, у готического- большие, украшенные витражами. У романского собора стены толстые, украшенные различными фресками. У готического собора стены хрупкие, тонкие, опираются на дополнительные опоры. В плане скульптуры мы тоже встречаем существенные отличия. Романский и готический соборы– это два разных, по-своему красивых, отличных друг от друга архитектурных сооружения. Собор в Майнце. Кёльнский собор.