Тема. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. План. 1. Понятие об эмоциях и чувствах. 2. Физиологические механизмы эмоций и чувств. и чувств. 3. Виды эмоций. 4. Виды чувств. 5. Развитие эмоций и чувств у детей.
«Лучшее средство в деле воспитания – дать проявиться в душе ребенка какому- нибудь хорошему чувству». С.Т.Шацкий
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих и отношение к миру, как наши чувствования» К.Д.Ушинский
ЭМОЦИИ - ЭТО ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СУБЪЕКТИВНО-ПСИХО- ЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ОТРАЖА- ЮЩИХ В ФОРМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗНАЧИ- МОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА СУБЪЕКТА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ. (Д.В.Журавлев)
ЧУВСТВАМИ или ЭМОЦИЯМИ НАЗЫВАЮТ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ТОМУ, ЧТО ОН ПОЗНАЕТ ИЛИ ДЕЛАЕТ, К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И САМОМУ СЕБЕ. (В.А.Крутецкий)
ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ - ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ. (И.В.Дубровина) «ЭМОЦИЯ» (лат.) – потрясаю, волную.
ЧУВСТВА - ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ КО ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО ОН ПОЗНАЕТ И ДЕЛАЕТ, К ТОМУ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ. ЭМОЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ФОРМУ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ. (В.Г.Крысько)
Функции ЭМОЦИЙ: приспособительная, сигнальная, оценочная. регуляторная, коммуникативная.
ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА отличаются: субъективным характером, вызывают удовольствие или неудовольствие, разнообразным характером, вызывают успокоение или возбуждение.
Значение ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ. побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности, определяют поведение, определяют постановку жизненно важных проблем.
Выражение ЭМОЦИЙ физиологические *мимика изменения *пантомимика *голос
Выражение ЧУВСТВ ИСКУССТВО *музыка *живопись *скульптура *поэзия
Физиологические основы ЭМОЦИЙ: 1. Обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы (симпатической). 2. Вызывают изменения: в органах кровообращения, дыхания, пищеварения, в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память. координацию движений, деятельность).
Физиологические основы ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ: функционирование лимбической системы, функционирование ретикулярной формации, поступление адреналина в кровь, работа лобных долей головного мозга, функционирование второй сигнальной системы
Физиологические основы ЭМОЦИЙ ВОЗБУЖДЕНИЕ КОРА ПОДКОРКА (центры внутренних органов) ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
Физиологические основы ЧУВСТВ. Ведущая роль: коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание чувств и эмоций, второй сигнальной системы. Слово – сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
Виды ЭМОЦИЙ *положительные *отрицательные *стенические *астенические *настроение *аффект *стресс *страсть
Положительные ЭМОЦИИ возникают в тех случаях, когда предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям. Отрицательные ЭМОЦИИ – если не соответствуют. Личная и общественная оценка положительных и отрицательных эмоций не всегда совпадает (стыд, угрызение совести).
+ эмоции явления, факты соответствуют потребностям (удовольствие, радость, счастье, ликование, веселье) -эмоции явления, факты не соответствуют потребностям (горе, страдание, отвращение, страх, неудовольствие, ненависть, гнев)
СТЕНИЧЕСКИЕ эмоции - «СТЕНОС» (греч.) – СИЛА – ПОВЫШАЮТ АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ, ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, ВЫЗЫВАЮТ ПОДЪЕМ, ВОЗБУЖДЕНИЕ, БОДРОСТЬ, НАПРЯЖЕНИЕ. Это радость, гнев, спортивная злость.
АСТЕНИЧЕСКИЕ эмоции - «АСТЕНОС» - (греч.) – СЛАБОСТЬ – УМЕНЬШАЮТ АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ, УГНЕТАЮТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Это уныние, тоска, печаль, подавленность. Горе и страх люди могут переживать в сценической форме, другие - в асценической
НАСТРОЕНИЕ - ЭТО ОТНОСИТЕЛЬНО СЛАБО ВЫРАЖЕННОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТЬ И ОТРАЖАЮЩЕЕСЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
НАСТРОЕНИЕ - НЕ ПРЕДМЕТНО, А ЛИЧНОСТНО, ЭТО НЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, А РАЗЛИТОЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ.
Особенности НАСТРОЕНИЯ: СЛАБАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕЯСНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ, НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ВСЕ МЫСЛИ, ОТНОШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
НАСТРОЕНИЕ - устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различается: 1. По продолжительности: кратковременное, длительное (несколько дней, недель). 2. По степени выраженности. 3. По управляемости волей
Причины НАСТРОЕНИЯ: события, состояние здоровья, окружающая обстановка, погода и т. п. Управление НАСТРОЕНИЕМ: волевое усилие, переключение на другую деятельность
АФФЕКТ - БУРНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВСПЫШКА, КОТОРАЯ ЗАХВАТЫВАЕТ ВСЮ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. АФФЕКТ (лат.) – душевное волнение, возбуждение.
АФФЕКТ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ, БУРНО ПРОТЕКАЮЩАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ, НОСЯЩАЯ ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗРЫВА.
АФФЕКТ - СИЛЬНОЕ, КРАТКОВРЕМЕННОЕ, БУРНО ПРОТЕКАЮЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, НАРУШЕНИЕМ ВОЛЕВОГО КОНТРОЛЯ.
АФФЕКТ - бурное проявление эмоционального состояния, кратковременное течение, захватывает целиком личность человека.
АФФЕКТ ПРИЧИНЫ недостаточная воспитанность, крупные слабость достижения воли, неумение владеть собой
Преодоление АФФЕКТА: волевое усилие, отвлечение, счет до 20.
Физиологическая основа АФФЕКТА - ВОЗНИКНОВЕНИЕ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА СИЛЬНОГО ОЧАГА ВОЗБУЖДЕНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ И КОРА ТЕРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛЯ.
Отличительные признаки АФФЕКТА: быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.
СТРАСТЬ - ЭТО ДЛИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ И ГЛУБОКОЕ ЧУВСТВО, СТАВШЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЛИЧНОСТИ.
СТРАСТЬ - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОВЫШЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СПЛАВ ЭМОЦИЙ, МОТИВОВ, ЧУВСТВ, СКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ ВОКРУГ ПРЕДМЕТА СТРАСТИ. БЫВАЮТ: положительные, отрицательные.
«Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности, сосредоточение их на единой цели». С.Л.Рубинштейн
СТРЕСС - есть неспецифический (один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование. ( Г.Селье) СТРЕСС (англ.) – напряжение.
СТРЕСС - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации.
Стресс - состояние, возникающее в необычно трудной ситуации и переживаемое с большой внутренней напряженностью.
СТРЕСС - состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Стадии СТРЕССА (Г. Селье) 1.Тревога, как реакция на возникший стрессор. 2.Стабилизация, или приспособление к новым условиям. 3. Стадия истощения ( имеет место, если новые стрессогенные условия слишком длительны или тяжелы).
Виды СТРЕССА (Г.Селье) ЭУСТРЕСС – активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. ДИСТРЕСС – разрушительный процесс, дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Может переходить в соматическую болезнь или психическую болезнь.
Проявления СТРЕССА - дезорганизует деятельность, нарушает нормальный ход поведения, нарушает физическое здоровье
СТРЕСС опасность необходимость физические и принять быстрое умственные решение перегрузки физиологические изменения СТРЕСС нарушения поведения ошибки восприятия, памяти, мышления
Виды ЧУВСТВ (Р.С.Немов): моральные, эстетические, предметные, межличностные, гармоничные, противоречивые (амбивалентные), возвышенные, низменные.
ФРУСТРАЦИЯ - ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ КАК СЛЕДСТВИЕ РЕАЛЬНОЙ ИЛИ ВООБРАЖАЕМОЙ ПОМЕХИ, ЗАТРУДНЯЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ. ФРУСТРАЦИЯ (лат.) – обман, тщетное ожидание.
ФРУСТРАЦИЯ - ПЕРЕЖИВАЕТСЯ КАК НАПРЯЖЕНИЕ, ТРЕВОГА, ОТЧАЯНИЕ, ГНЕВ, КОТОРЫЕ ОХВАТЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОГДА НА ПУТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ОН ВСТРЕЧАЕТСЯ С НЕОЖИДАННЫМИ ПОМЕХАМИ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
ЧУВСТВА высшие низшие *моральные *интеллектуальные *эстетические
Виды ЧУВСТВ: НИЗШИЕ – связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей Высшие – возникают на базе удовлетворения ли неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства присущи только ЧЕЛОВЕКУ. Содержание высших чувств, их направленность определяются: мировоззрением человека, правилами нравственного поведения, эстетическими оценками.
Моральные (нравственные) ЧУВСТВА- выражают отношение человека к другим людям, к Родине, семье, самому себе. ЭТО: любовь, СОВЕСТЬ - гуманизм, регулятор патриотизм, нравственного отзывчивость, поведения. справедливость, достоинство.
Интеллектуальные (познавательные) ЧУВСТВА порождаются познавательным отношением человека к миру. Предметом познавательных чувств являются процесс и результат приобретения знаний. Относят: интерес, любознательность, ощущение тайны. удивление.
К интеллектуальным чувствам относят (И.В.Дубровина): юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо, ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, острое критическое отношение к миру, людям, себе, сарказм – язвительная насмешка, гневная ирония, цинизм – издёвка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности.
Эстетические чувства- восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств: произведения искусства (музыка, живопись, скульптура, литература), природа