Сообщество аналитиков России Управление качеством требований Уровни зрелости процесса управления требованиями
Содержание Требования к программному обеспечению Управление требованиями Качество требований Управление качеством требований
Условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей. Условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам. Карл И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению» Требования к программному обеспечению
Бизнес требование Классификация требований Ключевая возможность Вариант использованияХарактеристика качества Функциональное требованиеОграничение
Стоимость ошибок в требованиях
Стоимость ошибок в требованиях 31% проектов прекращены 53% проектов превысили бюджет вдвое 13% - недостаток исходной информации от клиента 12% - неполные требования и документы требований 12% - изменение требований и документов требований Исследования Standish Group Причины краха проектов
Управление требованиями Планирование Выявление Анализ Проверка Документирование Управление изменениями
Системный аналитик Системный аналитик Спонсоры проекта Представители пользователей Другие заинтерес. лица Заказчик Руководитель проекта Разработка Тестирование Проектная команда
«Качество есть степень удовлетворения потребителя и для реализации качества производитель должен изучить требования потребителя и произвести свою продукцию так, чтобы она удовлетворяла этим требованиям» Джозеф Джуран. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, способных удовлетворить установленные и предполагаемые потребности заказчика. ISO 9001:2000 Качество
Применение СМК к управлению требованиями Команда
Требования Потреб- ности Команда Применение СМК к управлению требованиями
Требования Заказ- чик Потреб- ности Реали- зация Процесс управления требованиями Команда Применение СМК к управлению требованиями
Уровни зрелости CMMI Модель СММI является структурой, представляющей последовательность усовершенствований, которые рекомендуются для организаций-разработчиков, желающих повысить продуктивность своего производственного процесса
Структура уровня зрелости
Качество требований «Качество продукта должно быть измеряемым...» ISO 9001:2000 Для измерения качества требований к программному обеспечению необходимо ввести критерии качества: Правильное Однозначное Полное Непротиворечивые Ранжированное Проверяемое Прослеживаемое Понимаемое Модифицируемое
Управление качеством требований Процесс управления качеством требований на основе модели CMMI (Лиффингуэл)
Уровень 0 – Отсутствие требований Команда разработчиков не встречается с заказчиком для получения требований, потому что они уверены в том, какой продукт им необходимо реализовать. Члены команды считают, что экономят проектное время, пропуская задачи выявления и документирования требований.
Уровень 1 – Документирование требований Интервью Анализ документации Создание документов с требованиями Экспертная оценка Согласование требований с заказчиком
Уровень 2 – Организация требований Анкетирование Мозговой штурм Уточнение требований Шаблоны документов Коллективная проверка требований Документ замечаний База данных требованиями Управление версиями
Уровень 3 – Структурирование требований План управления требованиями Типы и атрибуты требований Варианты использования Прототипы Структуризация Шаблоны требований Модели требований Контрольные листы Рекомендации 2008 Григораш В.В.
Уровень 4 – Трассировка требований Семинары по работе с требованиями Фокус-группы Иерархия требований Трассировка требований Отношения между требованиями Анализ влияния Анализ сферы деятельности Типовые решения требований 2008 Григораш В.В.
Уровень 5 – Комплексность требований Трассировка на элементы тестирования и проектирования Показатели требований Количественная оценка требований Интеграция со средой разработки Система управления изменениями 2008 Григораш В.В.
Уровни зрелости управления требованиями