Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа 90» Суркова Ирина Павловна Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа 90» Суркова Ирина Павловна
Проблемы, выявленные в процессе преподавания: огромный объем информации, необходимой для усвоения; низкая заинтересованность большинства учащихся в учебном процессе; противоречие между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения; интересы большинства учащихся так или иначе, связаны с компьютерными технологиями; недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися.
ИКТ можно применять: при объяснении нового материала; при актуализации знаний; для обобщения и систематизации знаний; при выполнении творческих заданий; во время лекций, практических и лабораторных занятий; при самоподготовке; в практической деятельности и при закреплении знаний; для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.
Компьютер может использоваться: для индивидуализации учебного процесса; как средство наглядности учебного процесса (презентации); для поиска информации из самых широких источников (Интернет); для организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.; как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы); для компьютерного тестирования.
Формы ИКТ 1. электронные учебники и пособия; 2. электронные энциклопедии, т.п.; 3.видео- и аудиоматериалы; 4. интерактивные карты и атласы; 5. тренажеры и программы тестирования; 6. интерактивная доска; 7. материалы для дистанционного обучения.
Уроки демонстрационного типа Особенности: для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники; на таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе; в качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, созданные презентации к урокам.
Уроки компьютерного тестирования Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Особенности тестовых программ: позволяют быстро оценивать результат работы; точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях ; каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально; Программным обеспечением служат тестовые программы (готовые или созданные самим учителем).
Использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль качества знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным; представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации; формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией.