«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
«Развитие человека - есть развитие его способностей» С.Л.Рубинштейн «Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека» А.М.Матюшкин
Одаренность Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ОДАРЕННОСТЬ 4 ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: 4 интеллектуальная 4 творческая 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: 4 музыкальная 4 артистическая 4 математическая 4 лингвистическая 4 спортивная 4 техническая и т.п.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. 4 Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. 4 Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: 4 активность, динамичность интеллектуальной деятельности; 4 наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; 4 систематическое самообразование; 4 креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); 4 темпераментные особенности; 4 активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Выявление (диагностика одаренности): 4 Тесты интеллекта: 4 Шкала интеллекта Стенфорд- Бине; 4 Тест Р.Кеттела; 4 Прогрессивные матрицы Дж.Равена; 4 Тест Д.Векслера; 4 Тест Р.Амтхауэра; 4 Интеллект тест Слоссона 4 Тесты способностей: 4 Тесты креативности Э.Л.Торренса; 4 Креативные тесты Е.Туник; 4 Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.Аверина, Е.И.Щебланова; 4 «Шкала детских способностей» Маккарти.
Направления работы с одаренными детьми: 4 Вовлечение детей в деятельность по интересам; 4 Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; 4 Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; 4 Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; 4 Развитие умений самостоятельно работать; 4 Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; 4 Обучение творческим методам работы; 4 Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; 4 Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Рекомендательный список литературы: Книги: Белова Е.С. Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/Е.С.Белова.- М.:Флинта, с. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие/ Н.С.Лейтес.-М.:Академия, с. Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.:Педагогическое общество России, с. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/А.В.Хуторской.- М.:ВЛАДОС, с.
Статьи из периодических изданий: Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников С Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок С Богоявленская Д. Б. Природа детской одаренности/Д. Б.Богоявленская// Одаренный ребенок С Калипина Г. Шестьдесят тысяч возможностей: Как узнать способности ребенка/Г. Калипина// Первое сентября декабря.-С.7 Кулемзина А. Кризисы детской одаренности/ А. Кулемзина// Шольный психолог С. 4-5 Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева// Начальная школа С Лейтес Н. С. Что значит «одаренный ребенок»/ Н. С. Лейтес// Искусство в школе С.3 Одаренные дети в современной школе//Одаренный ребенок С.56-75