Системно- деятельностный подход В рамках ФГОС нового поколения
Три ступени обучения « Услышу и забуду, увижу и запомню, сделаю и пойму»
Контроль Сообщение темы и цели Актуализация знаний Проблемное объяснение Закрепление Контроль Структура объяснительно-иллюстративного метода обучения (ОИМ):
Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование, контроль, оценка) Структура учебной деятельности, исходя из психологической версии теории деятельности (Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов) Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997 Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995
Каков замысел? Деятельностный подход организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и внеучебной деятельности
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы научных знаний Основы научных знаний Опыт предметной Де по получению и преобразованию нового знания Опыт предметной Де по получению и преобразованию нового знания Предметные и метапредметные действия с материалом Предметные и метапредметные действия с материалом
Что важно знать и уметь учителю? знать принципы деятельностного подхода; уметь реализовать его на практике; освоить новую систему оценивания – критериальную; освоить принципы организации диалога на уроке.
Стандарт преподавательских умений (New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007 ) Компетентность в планировании и подготовке уроков o высокий темп работы o концентрация и переключение внимания учеников o многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом o максимальная включённость всех учеников o разнообразие форм работы и заданий o сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников o максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся o дифференциация заданий по сложности и объёму o использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах o эмоциональная вовлечённость учеников o построение коммуникации между учениками o индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания o разнообразие инструментов оценивания o оценивание для управления учебным процессом o партнёрское, групповое и индивидуальное самооценивание